МАРК

МАРК – митрополит Коринфский, византийский мелург периода калофонического пения, писец. Время его жизни, по косвенным данным, исследователи относят к началу – третьей четверти XV в. Ученик доместика Феодора Катакалона. До занятия епископской кафедры был иеромонахом в монастыре Ксанфопулов, о чём свидетельствуют надписания его песнопений в рукописях: «Другой троичен иже во иеромонахах господина Марка из монастыря святых Ксанфопулов» (первая половина XV в.); «Парекволи честнейшего во иеромонахах господина Марка из монастыря святых Ксанфопулов» (1536 г.); «Другая «Слава…» [из песнопения «Блажен муж»]... произведение древнее и необычное, позднее же украшенное честнейшим кир Марком Евгеником из монастыря преподобнейших Ксанфопулов...» (конец XVII – начало XVIII вв.). По данным Димитрия Кономоса, Коринфскую кафедру он занимал приблизительно между 1454 и 1466 гг. В певческих рукописях самые ранние упоминания Марка с указанием этого сана появляются с середины XV в., например: «Третья стопа, сочинённая священнейшим митрополитом Коринфа кир Марком...» (середина XV в.), «Из монастыря Ксанфопулов господина Марка, митрополита Коринфа», «Марка, митрополита Коринфа» (конец XV в.). Сохранился автограф Марка – «Матиматарий» с колофоном: «Иеромонаха из [монастыря] Ксанфопулов Марка» – и датой окончания работы над рукописью – 1 сентября 1434 г. Кроме того, в источниках утверждается, что Марк жил раньше Мануила Хрисафа (около 1439 – около 1469 г.): «[cочинение] Паламы, украшено кир Марком, митрополитом Коринфа, а затем [Мануилом] Хрисафом, глас 2 плагальный [шестой]: “Владыка, не остави нас сирых”» (середина XVII в., 1685 г.) – исследователи полагают, что творчество этих мелургов разделял небольшой промежуток времени. В автографе Мануила Хрисафа середины XV в. Марк назван доместиком («...Анаподизм из той же стихиры, доместика Евгеника...»), а иеромонах Косма Македонец в автографе 1670 г. называет его учителем («Другая стихира… сочиненная господами Марком и Гавриилом, иеромонахами и учителями монастыря Ксанфопулов»). Среди произведений Марка исследователи выделяют две херувимские, краткий анализ которых выполнил К. Карангунис. Первая, сходная по стилю с произведениями учителя Марка Феодора Катакалона («Яко да царя» на второй плагальный глас, после кратимы, 1536, 1734, 1780 гг. и др.) с указанием «парекволи для херувимской Агафона Корониса» (1682 г., около 1700 г., 1771 г., XVIII в.). Марк включил в херувимскую Агафона Корониса второго плагального гласа пространное дополнение, которое во многих случаях не имеет гласового указания или относится к первому плагальному (пятому) гласу.

 



 
PR-CY.ru