МАРК

МАРК (конец XIV – первая половина XV вв.?) – Псково-Печерский, преподобный (память 29 марта, в Неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых, в Неделю четвёртую по Пятидесятнице – в Соборе Псково-Печерских преподобных). Сведения о Марке сохранились только в одном источнике – «Повести о Псково-Печерском монастыре» начала XVI в. – первой половине XVII в., причём в разных редакциях памятника тексты, посвящённые Марку, практически не различаются. Согласно «Повести…», Марк был одним из первых старцев, поселившихся в пещере на месте будущего Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В редакции 1520 гг. неизвестный автор так пишет о результатах своих поисков сведений о Марке: «О сем убо известо не могохом обрести, каков бяше старец он и коего рода человек или како в сие место прииде и колико время пожит, и како скончася» (Российская национальная библиотека). Он ссылается на предания («слышахом от неких убо в повестех обносимо и глаголющим») о том, что «прежде» при пещере у ручья жил некий старец, местные охотники («ловцы») видели его у трёх камней, которые ныне лежат у церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Иона, первый строитель Печерского монастыря, вписал имя Марка, как первого старца печерского, в синодик, а также указал место его погребения. Мощи Марка были обретены во время игуменства Дорофея при расширении Успенской церкви в 1523 г. Доски гроба распались, «кости же с составы и с ризами, и с куколем корениемъ земным кругом обростши, извиваяся около его, яко воилоком тлъстым обвит, и вся съставы его с главою вкупе неразшедшися пребыша» (Российская национальная библиотека). Мощи Марка переложили в новый гроб и поставили на том же месте в пещере. В достоверности преданий сомневался игумен Корнилий (ум. в 1570 г.), который повелел «загладити» имя Марка в монастырском поминании. В «Повести о Псково-Печерском монастыре», написанной Корнилием в 1531 г., рассказ о Марке отсутствует. В редакции «Повести…» 1580 гг. рассказывается, что вскоре после того, как имя Марка было исключено из поминания, Корнилий тяжело заболел. Получив откровение («Бывает же ему от Бога извещение некако» – «Библиотека литературы Древней Руси», том 13), он повелел вести себя ко гробу Марка, у которого молился, прося о прощении, и обещал снова записать имя Марка в монастырский помянник, после чего тотчас был исцелён. С тех пор имя Марка, первого старца печерского, поминается, как пишет автор «Повести…», «и до сего дни непременно». В монастырской Кормовой книге конца XVI – начала XVII вв. под 16 марта указывается общая память печерских игуменов – от Марка и Ионы до Никона (1580 гг.): «Месяца того же (марта) въ 16 день память творити первому старцу печерному Марку и первому строителю обители сея Пречистыя Богородицы в пещере Богомъзданней священноиноку Ионе». В 1600 г. по благословению Псковского епископа Геннадия (Гонзова) обветшавший гроб Марка при игумене Иоакиме был заменён новой гробницей, которую поставили «на том же месте, идеже первие стоял, под Спасовым образом, прямо дверей», о чём повествуется в главе «О переложении мощей начальных старцев Печерских» «Повести о Псково-Печерском монастыре» начала XVII в. («Библиотека литературы Древней Руси», том 13). В 1773 г. мощи преподобного были переоблачены и положены на прежнем месте в новом гробу. Ныне мощи Марка покоятся там же, в первой «Богомзданной» пещере. Богослужебные тексты, посвящённые Марку, в рукописях не встречаются. Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и Вассе Псково-Печерским был написан будущим патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым), в то время (1949–1953 гг.) наместником Печерской обители.

 
PR-CY.ru