МАРК

МАРК – преподобный (память в Греческой церкви 20 мая). Архиепископ Сергий (Спасский) ошибочно, по мнению исследователей, утверждал, что под этой датой в «Типиконе Великой церкви» IX–XI вв., «Петровом Прологе» 1240 г. и славяно-русских нестишных Прологах отмечена память преподобного Марка Афинского. На самом деле, по мнению исследователей, в этих памятниках нет уточнения, что речь идёт именно о Марке Афинском: «...Преподобного Марка еримита»; «...преподобного отца нашего Марка пустынника». Отождествление исследователями этого Марка с преподобным Марком Афинским, видимо, связано, по мнению других исследователей, с тем, что в «Мартирологе Раббана Слибы» (XIV в.) под 20 мая указана память «Марка Тармакайя» (Марк Афинский подвизался на горе Тармака). В ряде византийских Синаксарей имя Марк приводится без эпитета. Исследователи отмечают, что наиболее полная информация об этом святом находится в византийском стишном Синаксаре (например, в Парижской рукописи 1301 г.), где Марк назван анахоретом, «скончавшимся в мире», и приводится посвящённое ему двустишие. В переведённом со стишного Синаксаря в XIV в. в славянском стишном Прологе говорится: «Святыи Марко пустинныи, миром успе». Поскольку «Патмосский список» «Типикона Великой церкви» под 21 мая приводит память «святого мученика Марка вместе со святыми Калитинскими», Ипполит Делеэ отождествил этого Марка с Марком Пастырем из дружины мучеников, пострадавших в Калите (Калуте; см. ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор), хотя византийские календари единодушно называют Марка преподобным, а не мучеником. В настоящее время исследователи склоняются к мнению, что этого Марка нельзя отождествлять с другими одноимёнными святыми. Так, иеромонах Макарий Симонопетрит считает, что этот Марк не является одним лицом с преподобным Марком, память которого отмечается 5 марта.

 
PR-CY.ru