МАРК

МАРК (V в.) – преподобный (память 5 марта). Краткие Жития Марка в византийских календарных памятниках озаглавлены «Жития преподобного Марка Монаха» и представляют собой компиляцию сведений о подвижниках V в. Так, Житие в Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.) состоит из нескольких частей. В первой части говорится о Марке Пустыннике. Во второй части приводится рассказ из «Лавсаика» об исцелении детёныша гиены и о шкуре барана, принесённой ею старцу в знак благодарности. Здесь это чудо, совершённое преподобным Макарием Александрийским, приписывается Марку. В третьей части говорится о Нитрийском подвижнике Марке, который причащался из рук ангела, а не пресвитера. Марк Нитрийский, известный богословскими познаниями и монашескими добродетелями, помимо «Лавсаика» упомянут также в сборнике «Apophthegmata Patrum», но эти сведения не привлекались составителями Синаксарей. В заключительной части Жития говорится, что Марк прожил 40 лет в миру и 60 лет в монашестве, был невысок ростом, почти не имел волос на голове и бороды. Житие в составе «Патмосского списка» «Типикона Великой церкви» (IX–X вв.) содержит более подробные сведения о литературной деятельности Марка Пустынника, затем в нём приводится рассказ из 18-й главы «Лавсаика» о Марке Нитрийском, где подвижник ведёт диалог с дьяволом; в завершение описывается чудо об исцелении детёныша гиены. Житие в Синаксарях семейства «В» (по классификации Ипполита Делеэ), главным из которых является «Минологий императора Василия II», близко по содержанию к Житию, представленному в Синаксаре Константинопольской церкви, но оно более сжатое. Это Житие легло в основу славянского перевода Жития преподобного Марка Мниха в составе нестишного Пролога. Житие преподобного Марка Монаха в составе стишных Синаксарей (семейство «М» по классификации Ипполита Делеэ) содержит тот же набор сюжетов, но с добавлением описания внешности святого (Марк был низкого роста, лысый и с редкой бородой). Перевод «Стишного Синаксаря» на славянский язык был осуществлён в XIV в. Он также лёг в основу «Синаксариста» преподобного Никодима Святогорца. В комментариях к нему высказано мнение, что Житие преподобного Марка Аскета и Чудотворца было посвящено преподобному Марку Пустыннику, но по ошибке, по мнению исследователей, к тексту добавлен ряд посторонних сюжетов. Эту точку зрения разделял и бывший митрополит Леонтопольский Софроний (Евстратиадис). В современном «Новом Синаксаристе» иеромонах Макарий Симонопетрит поместил под 5 марта под заглавием «Память преподобного и богоносного отца нашего Марка Аскета» составленное им по разным источникам Житие преподобного Марка Пустынника. Отдельно под 5 марта приводит Житие Марка Афинского. В Житии преподобного Марка Аскета автор оговаривает условный характер идентификации и перечисляет других подвижников, с которыми можно отождествить этого Марка: Марка Нитрийского, отшельника Марка, жившего близ монастыря Пентукла в Палестине, Марка Арефусийского (см. в ст. Марк и Кирилл, священномученики), Марка, бывшего в V в. игуменом одного из монастырей в Малой Азии (возможно, близ Тарса), и преподобного Марка Афинского. В Великие Минеи Четьи включены проложные Жития из нестишного и стишного Прологов. В Четьих Минеях Димитрия Ростовского под 5 марта приведена краткая запись о том, что в этот день преставился преподобный Марк Постник, о котором говорится в Житии преподобного Макария Александрийского, и дана ссылка на 19 января, т.е. речь идёт о Марке Нитрийском. Однако в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память преподобного Марка Постника сопровождается проложным Житием, а в комментариях этот Марк отождествлён с преподобным Марком Пустынником.

 
PR-CY.ru