МИТРОФАН

МИТРОФАН (ум. в середине XIV в.) – Троицкий, Радонежский, игумен, старец, преподобный (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Первый настоятель Троицкого монастыря на Маковце, основанного преподобным Сергием Радонежским (Троице-Сергиева лавра). Основные биографические сведения о нём сохранились в различных редакциях Жития преподобного Сергия Радонежского, составленных преподобным Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом. Исследователи отмечают, что в источнике ничего определённо не говорится о происхождении и месте игуменства Митрофана. По мнению протоиерея Александра Васильевича Горского, Митрофан «был только случайный представитель начальствования, которым смиренный Сергий Радонежский хотел оградить себя от необходимости начальствовать». Евгений Евстигнеевич Голубинский полагал, что Митрофан был одним из игуменов-старцев, которые жили при мирских приходских церквах. Это мнение разделяет и Николай Сергеевич Борисов, полагающий, что Митрофан – «духовник самого Сергия, а потом и всей маковецкой общины», «был иеромонахом, живущим в миру, у приходской церкви». Наиболее аргументированной исследователям представляется точка зрения тех исследователей, которые предполагают, что Митрофан происходил из Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на реке Паже, с которым у родственников преподобного Сергия Радонежского были давние связи. Попытку оспорить её предпринял Владимир Андреевич Кучкин, который первоначально также полагал, что Митрофан, «вероятно, настоятель Хотьковского монастыря». На основании сведений, содержащихся в актах середины XV – начала XVI вв., исследователь заметил, что в 1440–1450 гг. «храм Покрова в Хотькове возглавлял священник («поп»), а не игумен». Поэтому, по мнению В.А. Кучкина, «очевидно, в Хотькове стояла церковь, а не монастырь Покрова. «Манастырь» ружной грамоты 1506 г., скорее всего, бытовое название богадельных изб вокруг церкви Покрова в Хотькове, где находили приют престарелые и увечные. Такой «манастырь» стал формироваться не раньше второй половины XV в. (в упомянутой грамоте 1440–1450 гг. намёка на его существование ещё нет)». При этом исследователь не принимает в расчёт того, что после разорений населённых пунктов Радонежской волости в период «Литовщины» 1372 г. и Едигеевой рати 1408 г., а также череды эпидемий и голода в Московском великом княжестве между 1406 и 1427 гг. (вслед за тем последовала ликвидация Радонежского удела в 1426/1427 г.) небогатая Хотьковская обитель могла запустеть, фактически превратившись на определённое время в приходской храм.

 



 
PR-CY.ru