МИТРА

МИТРА – индоиранское божество, культ которого был распространён в Древней Индии и в Древнем Иране; лёг в основу религии митраизм. Исходя из роли Митры в индоиранской мифологии, исследователи высказывали различные предположения о возможной этимологии этого слова. Неоднократно указывалось на связь Митры с солнцем и солярными культами, в том числе благодаря эпитетам, которыми описывается Митра в «Авесте» и «Ригведе». В некоторых иранских языках имя бога со временем стало служить для обозначения солнца как такового – под влиянием концепции Митры как бога Солнца, возникшей на одном из этапов становления вариантов иранской мифологии. Однако, как предполагают большинство современных исследователей, отождествление Митры и солнца, по крайней мере, для древнейших индоиранских источников – «Ригведы» и «Авесты», неверно. Согласно гипотезе Георга фон Симсона (1997 г.), в авестинском Митре, скорее, следует видеть утреннюю и вечернюю звезду (таковой считали Венеру). Соответственно ведийский Митра мог ассоциироваться с утренней звездой, а с вечерней – Варуна, божество, с которым Митра теснейшим образом связан в «Ригведе». В «Ригведе» (притом что Митра упоминается многократно) этому богу посвящён единственный гимн. Он начинается с описания бога: «Митра, [другом] называемый, приводит в порядок людей,/ Митра удерживает небо и землю./ Митра, не смыкая очей, озирает народы» (перевод: Татьяна Яковлевна Елизаренкова). Рамчандра Нараян Дандекар интерпретировал первую строку гимна как указание на то, что основной функцией ведийского Митры было «установление людей на места», его роль была главенствующей в утверждении морали (к ней близки оба значения слова «митра» – «договор» и «дружба»). В этом отношении понятна связь Митры и Варуны, с которым в тексте «Ригведы» Митра чаще всего образует неразделяемую божественную пару «Митра-Варуна» (или даже Митраваруна). Как и Митра, Варуна принадлежит к Адитьям – классу богов-сыновей богини Адити, персонифицирующей «несвязанность». Её сыновья, среди которых Варуна является главным, напротив, выступают как хранители мирового порядка, вселенского закона «рита» (Митра регулирует отношения между людьми, а Варуна, составляя с ним пару и выступая в роли главенствующего божества, отвечает за мировой порядок «рита» в целом). В ведийской традиции роль Варуны и связь между Митрой и Варуной столь велика, что это побудило крупнейшую исследовательницу зороастризма Норы Элизабет Мэри Бойс увидеть в имени верховного бога авестинского пантеона Ахурамазды табуированное имя Варуны. Её версия позволила бы провести параллель между древнеиранской и древнеиндийской парой: авестинский Митра / ведийский Митра – авестинский Ахура (Мазда) Воуруна Апам Напат / ведийский Асура Варуна Апам Напат. Гипотеза Мэри Бойс не нашла поддержки в научном мире, хотя её обсуждение стало вехой в сравнительной индоиранской мифологии. Эпитеты, которыми Митра награждён в «Авесте» и «Ригведе», образуют общий семантический круг, свидетельствующий о том, что культ Митры во многом сформировался в эпоху индоиранской общности. В обеих традициях (древнеиранской и древнеиндийской) Митра описывается как «достойный поклонения» (и в «Авесте» ему поклоняется сам верховный бог Ахурамазда), «дающий богатство», проходящий путь между концами мира, пребывающий между небом и землёй, избавляющий верующих от страха, бодрствующий, прощающий, наказывающий лживых.

 



 
PR-CY.ru