МЕФОДИЙ, Пешношский, Песношский

МЕФОДИЙ, Пешношский, Песношский (середина XIV в. – первая четверть XV в.) – преподобный (память 4 и 14 июня, 6 июля – в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 августа – в Соборе Московских святых),), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря на реке Яхроме. По сведениям Константина Фёдоровича Калайдовича, жившего в Пешношской обители в 1815–1816 гг., в середине XVIII в. здесь находился список Жития Мефодия, который до начала XIX в. не сохранился. Сведения о Мефодии содержатся в «Летописи Пешношской (Песношския) обители отеческой», составленной иеромонахом Иеронимом (Сухановым) в 1859 г. В Месяцеслове троицкого монаха Симона (Азарьина) Мефодий упоминается как ученик преподобного Сергия Радонежского: «В 14 день преставление преподобнаго отца нашего Мефодия Песношскаго чюдотворца иже на Яхроме, ученик бе святому Сергию» (Российская государственная библиотека, середина 1650 гг.; сходный текст есть в близких по составу Святцах с пасхалией – Исторический музей, XVII в.). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (начало XVIII в.) Мефодий назван первым в списке святых города Дмитрова и отмечено, что он преставился 14 июня 6900(1391/1392) г. Однако эта дата условная, т.к. зависит от года преставления преподобного Сергия Радонежского. Согласно позднему устному преданию, Мефодий, получив благословение преподобного Сергия Радонежского, поселился в пустынном месте в дубовом лесу за рекой Яхромой. Впоследствии, когда к нему собралась братия, Мефодий по совету своего наставника удалился в более удобное место – к устью реки Пешноши. Ища безмолвия, преподобный уходил молиться к часовне во имя святого пророка Иоанна Предтечи, расположенной на расстоянии двух вёрст от обители; здесь его посещал преподобный Сергий Радонежский; со временем пустынь назвали Беседой. В тропаре Мефодий именуется «собеседником и спостником преподобному Сергию» (тропарь и кондак под 4 июня – Исторический музей («Акафистов, служеб и повестей разных святых, поучительных слов и других душеполезных молений книга четвертая»), около 1858 г.). В литературе получила распространение топонимическая легенда, согласно которой Мефодий сам носил («пеш нося») брёвна для монастырского строительства через реку, названную с тех пор Пешноша. В документах XV–XVII вв. (посланиях, духовных и жалованных грамотах) обитель именуется Никольской на Песноше, имя её основателя не упоминается. Годом основания монастыря считается 1361-й; указание на эту дату появилось в конце XVIII в. на листе древнейшего списка Службы Мефодию (согласно сведениям К.Ф. Калайдовича, список был составлен около 1697 г. писцом иеродиаконом Иннокентием; сочинителем канона в тексте Службы значился инок Мисаил). По предположению К.Ф. Калайдовича, год основания обители в древнем списке поставил строитель иеромонах Игнатий (настоятель обители с 1781 г.). В 1775 г., при епископе Тверском и Кашинском Арсении, были внесены изменения в текст Службы: тропарь «Преподобне отче и преблаженне, Пастырю честный» заменён другим: «Божественною любовию от юности распаляем» (последний вариант представлен в современном издании Службы). Более точным источником сведений о времени создания обители исследователи считают иммунитетную грамоту царя Ивана IV Васильевича Грозного от 28 апреля 1547 г. В ней перечислены прежние жалованные грамоты русских князей, начиная с Дмитровского князя Петра Дмитриевича (1399 (по другим данным, 1401/1402) – 1427 гг.). Он пожаловал Пешношской обители сёла Ивановское, Бестужево, Новосёлки, Поповское, Александровское, Нестеровское, Белавино и Говейново вместе с деревнями и всеми угодьями. Поэтому если связывать деятельность Мефодия с основанием монастыря, то она должна, по мнению исследователей, относиться к самому концу XIV – первой четверти XV вв.

 



 
PR-CY.ru