МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич

МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич (вторая половина ХV в. – после 1532 г.) – русский книгописец, каллиграф, оформитель рукописных книг. Родился в семье новгородца Якова Дмитриевича Медоварцева. В доме вдовы Натальи, матери Якова («а Михаилове бабе»), воспитывался оставшийся сиротой будущий Новгородский архиепископ Иона (ум. в 1470 г.), которому его архиепископство предрёк преподобный Михаил Клопский или, по другим данным, безымянный «юрод» («Полное собрание русских летописей», том 4, выпуск 1; том 43). Сведения о новгородском периоде жизни М.Я. Медоварцева исследователям неизвестны. К настоящему времени выявлено около двадцати рукописей, переписанных М.Я. Медоварцевым (полностью или частично). Из записей на пяти из них исследователям известно, что они переписаны в московском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре (Николы Старого, недалеко от Кремля), «в келье» М.Я. Медоварцева. Оставаясь мирским человеком, М.Я. Медоварцев имел в Никольском монастыре келью, которая была книгописной мастерской. Там трудился штат писцов, и выполнялись важные заказы, в их числе и великокняжеские. В рукописях М.Я. Медоварцева его почерк соседствует с почерками других писцов, некоторые из них подражают выработанному, чёткому, изящному письму М.Я. Медоварцева (очевидно, они принадлежат его ученикам). Отличительной особенностью письма М.Я. Медоварцева исследователи называют разностильность – он писал полууставом и скорописью, сохраняя при этом характерные признаки и отличительные особенности, позволяющие их идентифицировать. Так, в рукописи 1505 г. (Служебная Минея на сентябрь – Российская государственная библиотека), с записью (колофоном) о переписке её М.Я. Медоварцевым в монастыре Николы Старого, исследователи отчётливо различают несколько разновидностей письма. Первая, основная разновидность – полуустав с элементами декоративной скорописи, тщательный в начале рукописи и более размашистый к середине и концу. Две другие представляют стилизованное (но в разных направлениях) письмо: во второй разновидности писец стремится к воспроизведению более строгого полууставного типа с преобладанием в буквах прямоугольных форм, в третьей – усиливает декоративно-скорописный элемент, увеличивает количество изящных лигатур, букв с округлыми формами, использует более тонкое перо. Четвёртая разновидность, близкая к третьей, представлена в конце рукописи, среди дополнительных текстов. Здесь иная, ускоренная и несколько более небрежная манера письма. Выбор стиля письма зависит от характера и содержания рукописи, но также, по мнению исследователей, от вкуса писца и представляется исследователям произвольным. Для письма всех разновидностей характерны общая высокая степень профессионализма, выработанность почерка, упорядоченность и единообразие буквенных форм, графическая законченность письма. С письмом второй, более строгой полууставной разновидности отождествлено письмо Следованной Псалтири с добавлением статей из Типика (Российский государственный архива древних актов). Рукопись украшена многочисленными красивыми заставками нововизантийского стиля. Один из ранних датированных автографов М.Я. Медоварцева – сделанная им в 1499 г. запись на Минее служебной: «В лето 7007 написана книга сия в дому святого Николы Старого на Москве повелением Михаила Иаковля Медоварцева» (Исторический музей). Употребленное слово «повелением» указывает на руководящую роль М.Я. Медоварцева в скриптории уже в конце XV в.

 



 
PR-CY.ru