МИХАИЛ, Йованович Милое

МИХАИЛ, Йованович Милое (1826–1898 гг.) – архиепископ Белградский и митрополит Сербский, богослов, историк. Начальную школу окончил в Соко-Бане, учился в гимназиях в городе Заечар и городе Неготин. В 1842 г. поступил в Белградскую семинарию (богословию), которую окончил через три года. По рекомендации митрополита Белградского Петра (Йовановича; впоследствии епископ Горно-Карловацкий) в 1846 г. был направлен на обучение в Киев. Окончил Киевскую духовную семинарию (1849 г.), затем Киевскую духовную академию (1853 г.) со степенью магистра богословия за сочинение «Очерк первого периода истории Сербской Церкви: От появления между сербами Христианства до св. Саввы, архиепископа Сербского (до 1222 г. от Рождества Христова)» (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского). По благословению митрополита Петра (Йовановича) в пещерном храме преподобного Феодосия Киево-Печерской лавры 29 марта 1853 г. пострижен в монашество с именем Михаил (в честь Киевского митрополита Михаила); 12 апреля Киевским митрополитом Филаретом (Амфитеатровым) рукоположён во диакона, 16 апреля – во иерея. После окончания Киевской духовной академии посетил Москву, Санкт-Петербург, ряд других городов и монастырей для ознакомления с русским православием и монашеством, некоторое время жил в Оптиной пустыни. В июне 1854 г. вернулся на родину и был назначен преподавателем догматического богословия и гомилетики Белградской семинарии. 11 октября того же года назначен игуменом монастыря Студеница, но уже 14 октября в Белграде хиротонисан во епископа и поставлен на Шабацкую кафедру (см. Шабацко-Валевская епархия). 25 июля 1859 г. на заседании Синода иерархов Белградской митрополии Сербской православной церкви в Крагуеваце Михаил был избран Сербским митрополитом. Этому предшествовал вынужденный уход на покой Белградского митрополита Петра (Йовановича), вызванный смещением в 1858 г. с престола сербского князя Александра Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи) и возвращением к власти князя Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи). Михаил принял в управление митрополию, в которой было четыре епархии, 404 храма и 44 монастыря. Главной его целью стало улучшение положения Белградской митрополии. Он надеялся, что это произойдёт благодаря изменению закона «Об устроении духовной власти» (1847 г.), но новый закон «Об органах церковной власти православной веры» (1862 г.) вывел церковные суды из-под власти епископа и передал их в подчинение Министерству просвещения и церковных дел, а также ограничил полномочия высшего клира. Особое внимание Михаил уделял повышению уровня духовного образования, притом что закон, принятый в 1863 г., оставил семинарии под контролем Министерства просвещения. На основе русских изданий составлял учебники, например, «Церковное богословие» (1860 г.), и рецензировал переводы на сербский язык русских учебников – «Герменевтика» (1864 г.), т.к. раньше преподаватели семинарий читали курсы по своим записям. Молодых людей Михаил направлял на обучение в Россию, ежегодно как минимум четверо юношей по его рекомендации начинали учёбу в русских духовных школах. Также ходатайствовал о предоставлении мест сербским студентам в русских светских вузах, а с 1870 гг. направлял на обучение и сербских девочек, например, в училище для южнославянских девочек при Московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, женском монастыре, с надеждой на то, что после возвращения на родину они станут учительницами в местных школах.

 



 
PR-CY.ru