МИХАИЛ VI

МИХАИЛ VI – католикос-патриарх всей Грузии (1419–1426 гг.). В сочинении Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» Михаил VI упомянут после католикоса-патриарха Елиоза (Гобирахисдзе; 1390 гг. – 1419 г.). В грамоте пожертвований (1419 г.), данной мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели царём Грузии Александром I (1412–1442 гг.), Михаил VI упомянут одновременно с Елиозом (Гобирахисдзе): «...Вы, святые католикос Елиоз и возлюбленный им... лекарь и утешитель души моей католикос и архиепископ Микел...». Исследователи полагают, что к этому времени уже было решено уволить на покой Елиоза (Гобирахисдзе) и поставить на его место Михаила VI (либо Михаил VI уже взошёл на патриарший престол, а Елиоз (Гобирахисдзе) оставался на покое). В грамоте, данной Светицховели царём Александром I в 1420 г., подчёркнута заслуга Михаила VI в обновлении собора. В документе указано, что Тамерлан (Темур-Ленг) «разгромил церкви и Мцхету» до царствования Александра I и царь в возрасте 24 лет «принялся за обновление Мцхетского собора..., и в этот же период стал патриархом католикос Микел, который много трудился... для обновления этого собора». Оттуда же исследователям становится известно, что царь попросил Михаила VI рукоположить его сына, монаха Давида. В документе за 1422 г. Давид, сын Александра I, упомянут как монах и «будущий патриарх Мцхеты», а действующим патриархом назван Михаил VI. В грамоте 1426 г., данной царём Александром I представителям рода Зедгенидзе, предстоятелем Грузинской церкви назван уже его сын, католикос-патриарх всей Грузии Давид II (Багратиони; 1425/1426 – 1428 гг.). В конце XIV в. в южно-грузинской исторической провинции Самцхе имели место проявления церковного сепаратизма, которые инициировали Ацкурские епископы, поддерживаемые мтаварами (князьями) провинции Джавахети. Они не поминали католикосов-патриархов всей Грузии и присвоили монастырь Вардзия, принадлежавший Светицховели. В 1420 гг. энергичные действия Александра I временно приостановили этот процесс, Ацкурский епископ Герасим принёс ему и Михаилу VI клятву в «Книге верности» (между 1420 и 1428 гг.), пообещав «молиться за царей и поминать Вас. Не будем поминать Антиохийского патриарха, не будем принимать человека, посланного им, и не будем посвящать вардзийского диакона».

 
PR-CY.ru