МЕЛИЗМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

МЕЛИЗМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – в церковном пении способ распевания текста, при котором на один слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии. Термин «мелизматический», появившийся в музыковедческих работах по григорианскому пению, например: «melismatischer Gesang» («мелизматическое пение»), «melismatische Melodiebildung» («мелизматическая структура»), впоследствии стал применяться по отношению к другим певческим традициям (например, мелизматическая структура). Определение времени сложения мелизматического стиля в византийской традиции связано со способом интерпретации ранней нотации. Методика транскрипции средневизантийской нотации, предложенная западноевропейскими исследователями, указывает на преобладание в XII–XIV вв. силлабико-невматического стиля, в то время как некоторые современные греческие учёные считают возможным существование песнопений, полностью распетых мелизматически уже в этот период. По мнению исследователей, последний подход не выдерживает критики в тех случаях, когда простым знакам нотации приписывается мелизматическое значение. Однако изучение древнерусской нотации, генетически связанной с византийской, даёт исследователям основания полагать, что некоторые большие ипостаси и тематизмосы являются мелизматическими формулами, и их расшифровка, представленная в трудах западных музыковедов, нуждается в корректировке. С первой половины XIV в. распространяются мелизматические версии неизменяемых песнопений певческой книги Аколуфия, связанной с деятельностью Иоанна Кукузеля и с формированием калофонического пения. Исследователи полагают, что распространение этого стиля повлияло на постепенное мелизматическое преобразование более простых форм мелоса Стихираря, не фиксируемое в нотации, но развивавшееся в устной форме. На этот факт отчасти указывают учебные методы метрофонии. В современном греческом церковном пении большинство жанров имеет несколько мелодических версий, одна из которых представлена мелизматическим стилем. Разнообразные приёмы, используемые в мелизматическом стиле, с наибольшей полнотой были воплощены в жанре матимы. В древнерусской традиции к мелизматическому стилю принадлежали образцы кондакарного пения, существовавшего приблизительно с конца XI в. по начало XIII в. (см. также в ст. Кондакарная нотация). Анализ нотированных книг XII–XIII вв., содержащих песнопения знаменного распева, указывает на регулярное включение в тексты Стихирарей (в меньшей степени – Ирмология) лицевых начертаний и фит, подразумевающих мелизматические формулы. Исследователи отмечают, что отдельные стихиры могли представлять собой особо мелизматически развитые песнопения, судя по количеству используемых в них лиц и фит (например, евангельские стихиры и др.).

 



 
PR-CY.ru