МАНУИЛ ГУТА

МАНУИЛ ГУТА (третья четверть XVII в. – вторая четверть XVIII в.) – протопсалт из города Фессалоники, греческий мелург. О времени деятельности Мануила Гуты свидетельствует его запись в певческой рукописи: «Завершена настоящая певческая Анфология, содержащая Пентикостарий и Триодь, рукой моей, Мануила протопсалта Фессалоники... в лето от Спасения 1700 июля 24». Список причастна Мануила Гуты на литургии Преждеосвящённых Даров «Приидите» на четвёртый глас датируется пятью годами позже. Все остальные его произведения найдены в рукописях середины XVIII в. Уточнить время деятельности Мануила Гуты помогает исследователям упоминание в рукописи его ученика иеромонаха Анатолия: «...Завершено в лето 1724 декабря... в великом граде Фессалоники, во время моего ученичества у музыкальнейшего и ученёйшего нашего учителя кир Эммануила...». В рукописной традиции Мануила Гуту называют именитым и искусным. Анализ произведений Мануила Гуты позволяет исследователям сделать вывод, что он был выдающимся мелургом и учителем певческого искусства. Ликургос Ангелопулос выявил следующие произведения Мануила Гуты: стихи «Господи, воззвах» на все гласы, прокимен «Господь воцарися» на первый глас, «Богородице Дево» на хлебопреломлении на гласы первый, четвёртый и первый плагальный (пытый), песненное Трисвятое на первый и первый плагальный гласы для Великого славословия Германа, митрополита Новых Патр, и на четвёртый глас для праздника Честного Креста, херувимскую на третий глас, причастны «Хвалите» на гласы первый, третий и второй плагальный (шестой), «Чашу спасения» на третий глас, «Блажени яже избрал» на первый плагальный глас, «Вкусите» на третий и четвёртый гласы, кратиму на третий глас для причастна «Хвалите», калофонические ирмосы «О, дивного таинства» на четвёртый и четвёртый плагальный (восьмой) гласы и «Озлобленныя душы», отпустительный тропарь «Буди имя Господне» на третий глас, аллилуиарий и «Бог Господь» на четвёртый плагальный глас для субботы Акафиста, стихиры Пасхи «Пасха священная нам», «Приидите от видения», «Мироносицы жены» и «Пасха красная» на первый плагальный глас. Кроме того, Мануил Гута выполнил музыкальный экзегезис калофонического ирмоса Петра Берекета «В гремящую пещь» первого гласа и мелодически «украсил» ирмос Мелетия Синаита «Кто слыша матерь» четвёртого гласа.

 
PR-CY.ru