МАНУИЛ ГАЗИС

МАНУИЛ ГАЗИС (первая половина XV в.) – лампадарий, византийский мелург. Биографические сведения о Мануиле Газисе почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города («сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, который в рукописи относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя». Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с западной музыкальной культурой. Например, в певческой «Анфологии» XVI в. содержится славословие Мануилу Газису, которое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне остров Лефкада). Исследователи полагают, что под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376 – 1418/1419 гг.), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с византийским императором. Кроме того, сохранились два распева «Верую», четвёртого и первого плагального (пятого) гласов, приписываемые Мануилу Газису (сохранилось частично, со слов «И в Духа Святаго»). Исследователи отмечают, что для византийской церковно-певческой практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католической традиции. В рукописной традиции XV–XVIII вв. исследователи встречают следующие калофонические песнопения Мануила Газиса: причастен «Хвалите», матимы в жанре стихир – «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресвятой Богородицы) первого плагального гласа, «Слава в вышних» (на Рождество Христово) первого гласа с указанием, «Чиноначальник вышних сил» (архангелу Михаилу) первого гласа, калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс. 135:23) четвёртого плагального (восьмого) гласа. Песнопение «Всякое дыхание» четвёртого плагального гласа в рукописях, бо́льшая часть из которых была написана в XVIII–XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают Мануилу Газису, а другие – Иоанну Кукузелю. Регулярно копировался распев стиха полиелея «Молнии в дождь» (Пс. 134:7б) первого гласа, представлявший собой украшенную Мануилом Газисом редакцию сочинения Константина Магулы. Ряд сочинений Мануила Газиса представлены в виде «экзегезисов» Петра Пелопонесского (например, «Всякое дыхание» четвёртого гласа в рукописи 1790–1800 гг.) и Петра Византийского (то же песнопение, в рукописи 1808 г.). Некоторые песнопения Мануила Газиса были записаны средствами нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (например, «Молнии в дождь»). Распев «Верую» четвёртого гласа был опубликован «согласно толкованию Марка Василиоса», а также с транскрипцией на пятилинейные ноты Г. Пахтикосом в книге «Музыка». Исследователи полагают, что творческая деятельность Мануила Газиса высоко оценивалась музыкантами последующих веков (об этом исследователи судят, в частности, по эпитету «искуснейший» в каталоге музыкантов начала XIX в.).

 



 
PR-CY.ru