МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился рядом с городом Калязином Тверской губернии, на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории Макариева Калязинского монастыря являются «Житие преподобного Макария Калязинского», составленное в XVI в., и документы из архива монастыря (Российский государственный архив древних актов), который изучался с XIX в. Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и другая хозяйственная документация, в том числе Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует литературное сочинение «Калязинская челобитная». В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания Макариева Калязинского монастыря, были рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817–1823 гг.) архимандриту Афанасию (Протопопову), и другие монастырские записи. Монастырь был основан около 1434 г. преподобным Макарием Калязинским, пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. По благословению кашинского игумена преподобный Макарий вместе с семью старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и церковь во имя Святой Троицы. Преподобный Макарий основал Макариев Калязинский монастырь «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин». Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Иван Каляга задумал убить преподобного Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощённый Иван Каляга принял постриг и передал свои владения обители. Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей «благородного рода», в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания. Семь старцев, с которыми пришёл преподобный Макарий, были «совершенны... иноческым житием». Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена «из других мест». Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по «приданному закону». В частности, настоятель с братией нарушали установленный Макарием порядок «не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям». Преподобный по благословению Тверского архиепископа Илии избрал другого игумена, который начал «тем же обычаем жити». Когда Макарий и его «отстави от игуменства», епископ стал убеждать подвижника «приятии херотонию и начальствовати во своем манастыри братии. Тако же и сродници его, – Захариа, Бороздин прозванием, и инии вси его сродници, - едва увещаша его приятии священьство». Макарий был поставлен во игумена Макариева Калязинского монастыря, как полагают исследователи, Тверским архиепископом Илиёй к 1444 г.

 



 
PR-CY.ru