МОНАРХИАНСТВО

МОНАРХИАНСТВО (от греч. «один» и «начало») – наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехристианского периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде). Появление термина «монархиане» («vanissimi isti monarchiani») связано со свидетельством Тертуллиана, который рассматривал еретика-патрипассианина Праксея и его сторонников как приверженцев учения о Божественной «монархии» («monarchiam, inquiunt, tenemus»). В современной научной литературе исследователи наблюдают расхождения в использовании термина «монархианство». Если Гюстав Барди и К. Хубер считают его применимым только по отношению к течениям модалистов (патрипассиан, савеллиан), отрицавших онтологические различия между Лицами Пресвятой Троицы и рассматривавших Христа как воплощенного Бога Отца, то другие исследователи считают модализм лишь одной из форм монархианства, относя к этому направлению также адопцианство (динамизм), в рамках которого Христос рассматривался как простой человек, через Которого действовала Божественная Сила. Несмотря на различия в христологии, сторонники обоих течений отстаивали учение о Боге как о Монаде, пытаясь таким образом преодолеть парадоксальный характер новозаветного Откровения, включающего одновременно и учение о Боге Отце как о едином Боге (Ин. 17:3), и свидетельство о том, что Сам Христос является Богом (Ин. 20:28). Сходное с адопцианским учение об Иисусе Христе как о простом человеке, достигшем нравственного совершенства через исполнение Закона, было характерно уже для иудеохристианского течения эбионитов. Керинф, представитель раннего гностицизма, придерживался сходной доктрины, при этом он использовал имя «Иисус» для обозначения человека, а имя «Христос» считал приложимым к действовавшей через Него Божественной Силе, соединившейся с Иисусом в момент Крещения. Модалистская доктрина приписывается в некоторых источниках монтанистам (см. Монтанизм), что, однако, входит в противоречие с другими свидетельствами. В конце II в. адопцианское учение развивал Феодот Кожевник (Сапожник). По одним источникам, он говорил о Христе как о простом человеке, по другим – считал простым человеком Иисуса, с Которым в момент Крещения соединился Божественный Дух-Христос. Епифаний Кипрский связывал Феодота с течением алогов, отрицавших учение о Логосе и не принимавших по этой причине Евангелие от Иоанна и «Откровение Иоанна Богослова». Феодот происходил из Византия и здесь начал свою проповедь, однако впоследствии переселился в Рим, где был отлучён от церкви за распространение своей еретической доктрины Римским епископом Виктором I. Однако адопцианская ересь получила распространение в Риме. Лидерами феодотианского течения после смерти Феодота Кожевника стали Феодот Меняла (Банкир), Асклепиодот и Артемон. Помимо обвинения в приверженности адопцианской христологии сторонники этого течения подвергались критике за чрезмерное увлечение внешним по отношению к церковной традиции знанием: философией Аристотеля, геометрией Евклида, учением Галена. Римские адопциане утверждали, что их доктрина до правления Виктора I признавалась всей церковью и только при его преемнике Зефирине истинное учение было искажено. Еретики провозгласили своим епископом в Риме некоего исповедника Наталия, который, впрочем, вскоре покаялся и вернулся в общину, возглавляемую Зефирином. Примерно в то же время Ноэт начал проповедь модализма в Смирне (Малая Азия).

 



 
PR-CY.ru