МАРКИОН

МАРКИОН (II в.) – раннехристианский проповедник и писатель; еретик, ересеарх, основатель ереси маркионитов. Об обстоятельствах жизни Маркиона и о содержании его учения исследователям известно из полемических и ересеологических трактатов церковных писателей. Сочинения Маркиона и его последователей не сохранились; отрывочные цитаты, приводимые в антимаркионовской литературе, во многих случаях исследователи считают сомнительными с точки зрения их достоверности и недостаточными для восстановления на их основе системы взглядов Маркиона. Наиболее ранними и в силу этого наиболее надёжными свидетельствами о ереси Маркиона исследователи считают принадлежащие мученику Иустину Философу (ум. в 165 г.); исследователи считают, что он единственный из церковных писателей лично встречался с Маркионом в Риме. Подробное опровержение ереси Маркиона мученик Иустин Философ представил в несохранившемся трактате «Сочинение против всех появлявшихся ересей». Исследователи предполагают, что именно это сочинение священномученик Ириней Лионский (ум. в конце II в.) цитировал как трактат мученика Иустина Философа «Против Маркиона». Исследователи полагают, что основные сведения о жизни и учении Маркиона, сообщаемые в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» были заимствованы из трактата мученика Иустина Философа, однако священномученик Ириней пользовался и другими менее надёжными источниками. В конце II в. полемику с учениками и последователями Маркиона в Риме вёл церковный писатель Родон, создавший трактат «Против Маркиона», из которого сохранились лишь несколько кратких цитат в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. В «Церковной истории» упоминаются и другие раннехристианские писатели, которые критиковали учение Маркиона в несохранившихся сочинениях: Антиохийский епископ Феофил (ум. около 188 г.), который, по свидетельству Евсевия Кесарийского, «написал превосходную книгу против Маркиона»; Коринфский епископ Дионисий (ум. в 171 г.), который «опровергал ересь Маркиона» в «Послании к Никомидийцам»; Гортинский епископ Филипп; церковный писатель Модест (ум. до 192 г.), который, согласно Евсевию Кесарийскому, в трактате против Маркиона «сильнее, чем другие, всем воочию показал заблуждения этого человека». Из свидетельства Иеронима Стридонского исследователи сделали вывод, что даже в V в. трактат Модеста ещё не был утрачен, поэтому это сочинение могло быть источником сведений о Маркионе, сообщаемых поздними греческими и латинскими ересеологами. Важные с содержательной точки зрения упоминания о Маркионе и его учении исследователи встречают в «Строматах» Климента Александрийского (II–III вв.). Некоторые сведения о взглядах Маркиона сообщает также Ориген (ум. около 254 г.). О том, что во II в. об учении Маркиона знали не только христиане, но и полемизировавшие с христианами язычники, свидетельствуют упоминания о Маркионе и критические замечания по поводу его учения, принадлежащие платонику Цельсу и сохранившиеся в составе трактата Oригена «Против Цельса». Из латинских церковных писателей наиболее подробное опровержение учения Маркиона предложил Тертуллиан (II–III вв.), посвятивший полемике с Маркионом и его последователями завершённый около 210 г. трактат в пяти книгах «Против Маркиона». Помимо трудов предшествующих церковных писателей, из которых он, главным образом, использовал сочинение священномученика Иринея Лионского, Тертуллиану, как полагают исследователи, были доступны сочинения Маркиона и маркионовская редакция Нового Завета.

 



 
PR-CY.ru