МАТЕРН

МАТЕРН (первая половина IV в.) – по преданию, первый епископ Колонии (ныне Кёльн, Германия) или третий епископ Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и епископ Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия), святой (память в Западной церкви 14 сентября). Матерн, епископ Колонии, упоминается в источниках как участник антидонатистского Собора в Риме (313 г.), созванного по инициативе императора Константина I Великого (306–337 гг.) для разрешения споров вокруг избрания епископом Карфагена диакона Цецилиана (см. ст. Донатизм). Согласно сообщению Оптата, епископа Милевского, на Римском Соборе помимо Матерна, Ретиция, епископа Августодуна (ныне Отён, Франция), и Марина, епископа Арелата (ныне Арль, Франция), о необходимости участия которых в заседаниях императора Константин I писал Римскому епископу (папе) Мильтиаду (311–314 гг.), присутствовали 15 епископов из Италии и Галлии. Мильтиад и отцы Собора отклонили обвинения, выдвинутые сторонниками Доната против Цецилиана, самого же Доната признали виновным в перекрещивании и повторном рукоположении клириков, падших (lapsi) во время гонений. То же решение принял Арелатский Собор, созванный в 314 г. Матерн упомянут в послании отцов Собора к Римскому епископу (папе) Сильвестру I (314–335 гг.). От епископства Колонии соборные акты подписали Матерн и диакон Макрин. Преемник Матернаа епископ Евфрата был низложен как сторонник арианства (346 г.). В различных версиях списка Кёльнских епископов, самая ранняя из которых была составлена при архиепископе Виллиберте (870–889 гг.), Матерн упоминается на первом месте. Считается, что именно Матерн построил в Кёльне первую церковь во имя апостола Петра на месте современного кафедрального собора. При этом в Кёльне не было особого места почитания Матерна, а также его гробницы, исследователям известно только о посвящённом ему алтаре в крипте церкви святой Марии. Память Матерна в Кёльне отмечалась 13 сентября (она указана в календарях XII в.). О Матерне, епископе Августы Треверов, впервые упоминается вместе с первыми Треверскими епископами Евхарием, Валерием и Агрецием анонимном Житии святого Максимина, составленном во второй половине VIII в. (подробнее см. ст. Максимин). При этом Григорий Турский не указывает Матерна среди епископов Августы Треверов. Имя Матерна стоит в литании из сборника, составленного для аббатства св. Лиудгера в Вердене (после имён Валерия и Евхария, около 810 г.), в литании из Сакраментария второй половины X в., написанного в аббатстве Фульда для кёльнского собора, но затем дополненного в Трире, вместо соскобленных имён Кёльнских епископов вписаны имена Евхария, Валерия, Матерна и Агреция. Особое значение фигура Матерна приобретает в период соперничества между кафедрами Кёльна и Трира в системе имперской церкви (рубеж IX и X вв.). В начале X в., как полагают исследователи, по заказу Трирского архиепископа Радбода (883–915 гг.), было составлено Житие святых Евхария, Валерия и Матерна. Там Матерн назван третьим епископом Трира и одним из учеников апостола Петра (в сане субдиакона он был направлен проповедовать христианство в Галлию и Германию). Согласно этому Житию, в местечке Элегия (ныне Эль, Франция) Матерн заболел лихорадкой и умер. Скорбящие о нём епископ Евхарий и диакон Валерий отправились в Рим, где апостол Пётр утешил их и вручил им посох, с помощью которого они, вернувшись в Элегию, чудесным образом воскресили Матерна через сорок дней после его кончины.

 



 
PR-CY.ru