МАРК III

МАРК III – Иерусалимский патриарх (после 1482 – после 1505 гг.). Архипастырство Марка III приходится на самый малоизвестный период истории православного Востока, когда даже персоналии и преемство многих патриархов остаются предметами гипотез. Так, даты правления Марка III, выводимые исследователями из нижеперечисленных источников, не согласуются со сведениями о патриархах Григории III и Дорофее II, относящимися к тому же периоду. По сообщению епископа Порфирия (Успенского), опиравшегося на материалы синайского архива, Марк III до вступления на патриарший престол был епископом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Епископ Порфирий (Успенский) относит вступление Марка III на патриаршую кафедру к 1503 г., однако это противоречит упоминанию Марка III у фламандского хрониста конца XV в. Теодориха Паули как преемника Иакова II, умершего в 1482 г. Хронист приводит титулатуру Марка III: «Архиепископ Вифлеема и патриарх Святого града Иерусалима и Святого Сиона, Сирии, Аравии и Заиорданья», которая, по замечанию Мишеля Лекьена, есть и в некоторых грамотах Марка III, но без указания на Вифлеем. Бургундский герцог, чьим подданным был Теодорих Паули, поддерживал тесные связи с Иерусалимом, в частности, посылал патриарху Иакову II пожертвования на восстановление храма Гроба Господня, поэтому бургундский двор из первых рук владел информацией о церковных делах на Святой земле. Ещё одно упоминание о Марке III содержится в колофоне арабской рукописи Пятикнижия XIV в., принадлежавшей Марку, митрополиту Хомса. Его владельческая запись датирована средой, 28 января 6797 г. от Сотворения мира (т.е. 1289 г. н.э.). Учитывая дату самой рукописи (1331/1332 г.), Ж. Насралла предполагал ошибку в написании года. По его мнению, это должен был быть 6977(1469) г., однако правильной эмендацией исследователи считают 6997(1489) г., поскольку именно в этот год 28 января приходилось на среду. В колофоне той же рукописи упоминается, что она перешла во владение Антиохийского патриарха Михаила (очевидно, Михаила IV) от Иерусалимского патриарха Марка III. Передача книги состоялась 11 сентября, но запись года не поддаётся расшифровке. По данным Хризостома I (Пападопулоса), архиепископа Элладского, в рукописи, хранившейся в церкви святого Иакова в Иерусалиме, есть подписи Марка III по-арабски и по-гречески с датой 1505 г. Это позволяет исследователям предполагать арабское происхождение патриарха. Константинопольский патриарх Константин I в одном из церковно-исторических трудов упоминает череду указов, выдававшихся мамлюкскими правителями Иерусалимским патриархам, о том, чтобы в их руках находились ключи от храма Гроба Господня, а паломники и католические монахи могли бы входить в кувуклию Святого Гроба только в сопровождении представителя патриарха. Последним по времени назван указ мамлюкского султана Кансуха аль-Гаури, который, судя по датировке (1504 г.), был выдан Марком III.

 
PR-CY.ru