МАРК III

МАРК III – Александрийский патриарх (около 1180 – 1209 гг.?). По мнению большинства исследователей, Марк III происходил из греческого клира и был возведён на Александрийскую кафедру при содействии византийского императора. Византия эпохи Комнинов, считавшая себя покровительницей ближневосточного православия (что особенно ярко проявилось при императоре Мануиле I Комнине, 1143–1180 гг.), с середины XII в. стала проводить политику унификации богослужебных традиций православных народов по константинопольским образцам. Начало патриаршества Марка III (под именем Марк II) в так называемом Дионисиевском каталоге, опубликованном епископом Порфирием (Успенским), исследователи относят к 1171 г., его правлению отведено 38 лет. Однако факт вступления Марка III на престол до 1180 г. вызывает у исследователей сомнения ввиду возможного патриаршества в 1170 гг. Илии II и/или Елевферия (впрочем, в Дионисиевском каталоге имя Елевферия и годы его правления помещены после сведений о Марке III). В условиях фактической ликвидации православной церковной иерархии во владениях крестоносцев Александрийская православная церковь распространила свою юрисдикцию на окраинные территории Иерусалимского патриархата, находившиеся под властью мусульман. В первую очередь, это относилось к монастырю великомученицы Екатерины на Синае и православному селению Эт-Тур (Раифа) на западном побережье Синайского полуострова. Исследователям известен арабский документ 1197 г., скреплённый греческой подписью Марка III, о дарении одним из шейхов Раифы финиковых рощ Синайскому монастырю. В Египте Марк III столкнулся с тем, что мелькиты (православные) посещали храмы, принадлежавшие Коптской церкви, и вступали в смешанные браки с коптами. С просьбой о рассмотрении Синодом ряда вопросов религиозной и бытовой жизни ближневосточных православных, живущих под мусульманским владычеством, он обратился к Константинопольскому патриарху Георгию II Ксифилину. Выработанные в итоге вопросоответы сохранились в двух редакциях. Первая, общераспространённая редакция (66 вопросоответов), составителем которой был известный исследователям канонист, Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон, полностью издана в составе «Афинской синтагмы» (она же с небольшими отличиями представлена в издании Леунклавия, воспроизведённом в «Патрологии» Жака Поля Миня).

 



 
PR-CY.ru