МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, Мокион – храм во имя священномученика Мокия Амфипольского (память 11 мая), пострадавшего в конце III в. – начале IV в. в городе Византий (будущий Константинополь). Находился, как полагают исследователи, на юго-западе современного Стамбула. По преданию, эту церковь построил основатель Константинополя император Константин I Великий (306–337 гг.), причём в самом начале строительства города, т.е. около 330 г., за его стенами, неподалёку от места казни мученика. Он же перенёс в храм мощи священномученика Мокия и положил их под алтарём. Однако самые ранние источники, фиксирующие это предание, относятся к VIII в. (около 750 г.); в них сообщается также, что равноапостольный Константин перестроил под храм во имя Мокия бывшее святилище Зевса. В Хронике Псевдо-Симеона (X в.) есть сведения о том, что языческий храм, на основании которого возник Мокион, был посвящён не Зевсу, а Гераклу. Главными праздниками в Мокионе были память священномученика Мокия, официальный день основания столицы (11 мая) и Преполовение Пятидесятницы; кроме того, в Мокионе особо отмечали память некоторых святых, например священномученика Лукиана Антиохийского. Также, согласно поздним источникам, при императоре Феодосии I Великом (379–395 гг.) храм был отдан изгнанным из Константинополя арианам, которые занимали его семь лет и оставили из-за ветхости. Впервые храм был отремонтирован при императоре Маркиане (450–457 гг.). Раймон Жанен сомневается в том, что Константин I Великий имел отношение к постройке этой церкви, т.к. более ранние источники, например, «Церковная история» Созомена (V в.), не называют храм в числе построек равноапостольного Константина, хотя перечисляют таковых немало; исследователь также подвергает сомнению и всю хронологию, изложенную в более поздних источниках. Храм во имя Мокия упомянут у Созомена в связи с погребением в нём египетских отшельников, Аммония Долгого и Гермопольского епископа Диоскоре (Долгих или Длинных братьев; ум. около 403 г.). Таким образом, исслеователи с уверенностью говорят только то, что храм существовал в начале V в., а определить точное время его строительства не представляется возможным.

 



 
PR-CY.ru