МААЛУЛА, Маалюля

МААЛУЛА, Маалюля – селение в Центральной Сирии, христианский культовый центр и один из последних очагов бытования арамейского языка. Селение расположено на высоте 1650 м на плато Каламун, на расстоянии около 60 км к северо-востоку от Дамаска. Оно спускается амфитеатром по южным склонам горной гряды, разделяющей уступом два плато. Скальный массив пробит двумя ущельями: у входа в одно расположен православный монастырь первомученицы Фёклы (Мар-Текла), второе ведёт на верхнее плоскогорье (1790 м) к мелькитскому католическому монастырю мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис). По одной из версий, арамейское название Маалула, означающее «вход», связано с узким ущельем (араб. – «фаджж») у монастыря первомученицы Фёклы. В скалах существует множество пещер, частью естественного происхождения, частью высеченных в эллинистическое время и служивших гробницами, а в византийскую эпоху – жилищами отшельников или часовнями. В селении сохранилось несколько церквей, в том числе во имя святого Илии с мозаикой IV в. Мощи первомученицы Фёклы хранятся в пещерной церкви одноимённого монастыря. По местному преданию, прилегающее ущелье появилось по молитве первомученицы Фёклы, когда скалы расступились, чтобы дать ей убежище от преследовавших её римских солдат. В начале XVIII в. Василий Григорьевич Григорович-Барский зафиксировал иную версию легенды: гора раскололась и образовала проход перед апостолом Павлом, который принёс в селение мощи своей ученицы Фёклы. Другая (очевидно, более древняя) традиция локализует расщелину, чудесно образовавшуюся для спасения святой Фёклы, близ Селевкии, в Киликии (местность Агия-Текла, впоследствии Мериемлик, Турция), где в VI–XIV вв. были женский монастырь и крупный паломнический центр. Монастырь на верхнем плато посвящён одним из самых почитаемых в византийской Сирии святых – мученикам Сергию и Вакху (часто упоминается посвящение только мученику Сергию). Монастырская церковь построена на месте языческого храма Аполлона, как считается, в первые годы после Миланского эдикта (313 г.). Это предположение подтверждается возрастом деревянных балок, вмонтированных в стены: по данным радиоуглеродного анализа, он составляет 2 тыс. лет. Кроме того, форма алтарей в церкви мученика Сергия, окружённых бортиками высотой 7 см, представляет собой архаичную модель, имитирующую алтари языческих храмов и довольно быстро вышедшую из употребления в христианской архитектуре. Встречающиеся в литературе утверждения о том, что Маалула очень рано стала архиерейским центром, и её епископы принимали участие в первых вселенских Соборах, являются местным преданием и не подтверждаются аутентичными источниками. На протяжении большей части Средневековья Маалула практически не упоминалась в трудах мусульманских географов (за исключением беглого замечания у Якута, начало XIII в.), европейских паломников и восточно-христианских авторов. Исследователи это объясняют периферийным положением как самого селения, стоявшего несколько в стороне от дороги между Дамаском и Хомсом, так и всего горного района Каламун, слабо затронутого влиянием городских центров. В этой консервативной аграрной глубинке долгое время компактно проживало христианское население, и сохранялся сирийский язык. Так, один из первых известных по имени уроженцев Маалулы, синайский монах Шемун, был переписчиком двух сироязычных манускриптов 1230 гг., хранящихся ныне в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Исследователям известны сирийские рукописи 1213 и 1280 гг., происходящие из монастыря мученика Сергия в Маалуле.

 



 
PR-CY.ru