МАКИН, Аль-Макин

МАКИН, Аль-Макин; полностью – аш-Шайх аль-Макин; араб. – властительный старец – имя трёх известных исследователям представителей копто-арабской литературы XIII–XIV вв., находившихся в отношениях родства или свойства с западно-сирийским (яковитским) семейством Бану Амид, которое ассимилировалось с египетскими христианами, примкнув, по мнению исследователей, к Коптской церкви. Родоначальник Бану Амид в Египте, купец ат-Тайиб ибн Юсуф, прибыл туда с торговым караваном из месопотамского Тикрита при фатимидском халифе аль-Амир би-ахкам-Аллахе (1101–1130 гг.), удостоился его расположения, получил в дар селение в дельте Нила и поселился в Каире. Его сын Карвина занял должность катиба (писца) в одном из диванов (ведомств), а внук Абу-т-Тайиб дослужился до поста начальника дивана нижнеегипетского наместничества Гарбия. Пять сыновей Абу-т-Тайиба стали архиереями; один из них, Абу-ль-Макарим Ильяс (ум. в 1209/1210 г.), в миру – состоятельный землевладелец, принял постриг после смерти своей жены – сестры Симана ибн Калиля. Аш-Шайх аль-Макин Симан ибн Калиль ибн Макара (Микаиль-Башу, дельта Нила, около 1150 г. – Вади-эн-Натрун, между 1237 и 1240 гг.). С 1173/1174 г. – распорядитель войскового дивана при Салах-ад-Дине, неоднократно награждался за усердную службу. При аль-Адиле I Абу Бакре, около 1206/1207 г., удалился в монастырь святого Иоанна Колова (Дейр-Юханнис-эль-Касир) в Вади-эн-Натрун, где провёл как затворник последние 30 лет жизни. Здесь помимо экзегетических трудов (толкование на Евангелие от Матфея и введение в Псалтирь) составил в 1210–1220 гг. два богословских сочинения: «Рассуждение о единственности Всевышнего Творца и троичности Его Ипостасей» и «Луг уединённого и утешение одинокого». Первое из них содержит краткое изъяснение учения о триединстве Бога и о сущностных атрибутах, которые соответствуют каждой из Ипостасей: существование – Отцу, жизнь – Сыну, речь – Святому Духу, в противоположность Божественным атрибутам, также выводимым из Священного Писания, но не считающимся самодостаточными: зрению, слуху, могуществу, щедрости и знанию. Написанное простым, но изящным языком с вкраплениями рифмованной прозы (садж), сочинение имеет апологетическую направленность в контексте дискуссий, актуальных для умозрительного богословия ислама – калама. «Луг уединённого...» представляет собой, по мнению исследователей, обширный богословско-аскетический трактат, свидетельствующий о доскональном знании автором Библии и творений отцов церкви. В тексте преобладает садж; стилистические особенности демонстрируют влияние коранической образности и фразеологии. Трактат состоит из 12 глав: о сотворении человека; о единстве, вечности и щедрости Бога; о страхе Божьем; о постоянной молитве; об умерщвлении плоти, посте и воздержании в речах; о терпении; о благотворительности и милосердии; о целомудрии; о смирении и послушании; о прощении грешников; об умеренности и самоограничении; об упражнении в добродетельном житии. Большое количество сохранившихся рукописей трактата свидетельствуют о том, что в XVI–XVIII вв. сочинение имело широкое хождение по всему арабо-христианскому Востоку (в антихалкидонитской и в халкидонитской среде) как в оригинале, так и в переработанной редакции конца XIII – начала XIV вв. под названием «Блаженные нравы и духовные образцы». Латинский перевод в середине XVII в. сделал кармелитский монах Целестин святой Лидвины (Петер ван Гол; сохранилось в рукописи). О популярности «Луга уединённого...» в Новое время говорит и то, что он дважды издавался в Египте в XIX в.

 



 
PR-CY.ru