МИНА

МИНА (VI в.?) – преподобный Синайский (память 5 января и в Соборе Синайских преподобных). Сведения о Мине взяты составителем поучительного раздела нестишного «Пролога» (XII в., Древняя Русь) из «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника. Судя по тексту повествования, Мина был старшим современником преподобного Иоанна Лествичника (относительно времени кончины преподобного Иоанна Лествичника существуют серьёзные разногласия, исследователи считают, что это могло произойти в период 595 (605) – около 680 гг.). Мина умер до того, как преподобный Иоанн Лествичник стал игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае, по мнению исследователей, в VI в. Он занимал вторую должность после игумена, 59 лет жил в киновии и прошёл все монастырские послушания. Преподобный Иоанн Лествичник отмечает среди других присущих Мине добродетелей необыкновенное послушание и рассказывает, как однажды игумен захотел испытать его терпение. Мина пришёл в игуменскую келью «и, положив вечерний поклон перед игуменом, по обыкновению, просил дать предание: то игумен оставил его лежать таким образом на земле даже до времени утреннего правила, и тогда уже, благословив его, а вместе с тем и укорив как человека, любящего выказываться и нетерпеливого, восставил его. Преподобный знал, что он перенесёт сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем». Ученик Мины спросил у наставника, не напал ли на него сон, но преподобный открыл, что, лёжа на земле, он прочитал наизусть всю Псалтирь. Далее преподобный Иоанн Лествичник пишет, что в третий день после кончины Мины, когда братия, в числе которой был и сам преподобный, совершала обычное молитвословие об упокоении, внезапно из того места, где лежало тело подвижника, распространилось «неизреченное благоухание». Игумен велел открыть раку, и все увидели, что из честных стоп Мины, как из двух источников, истекает благовонное миро. Тогда игумен сказал: «Видите ли, вот болезни ног и поты трудов его принесли Богу миро. И справедливо!» Составитель поучительного раздела нестишного «Пролога» использовал в тексте только сюжеты о многолетней жизни Мины в Синайском монастыре и о мироточении его ног. В некоторых списках этот рассказ перенесён на 26 декабря (например, в Российской национальной библиотеке, вторая часть с учительными текстами). Исследователи отмечают, что данного текста нет во многих списках краткой редакции нестишного «Пролога». В Великих Минеях Четьих рассказ о Мине включён под 3 и 5 января. Постепенно главный персонаж поучительной истории стал восприниматься как святой. Краткая заметка о Мине включена в «Книгу житий святых» (Четьи Минеи Димитрия Ростовского), а «Житие» помещено в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней Димитрия Ростовского». Память Мины указана в современном календаре РПЦ. В современной греческой «Синайский Геронтикон» включён рассказ об одноимённом с Миной подвижнике (VI в.) из 118-й главы «Духовного луга» Иоанна Мосха. Этот Мина много лет был диаконом в Раифском монастыре, а затем ушёл из обители и стал мирянином. Преподобный Симеон Столпник (Младший) Дивногороец провидел и его диаконский сан, и уход из Раифы. Преподобный велел Мине не стыдиться и вернуться в свою обитель. Братия с радостью встретила раскаявшегося Мину и допустила его к священнослужению. Однажды во время совершения воскресной литургии у Мины внезапно выпал глаз. Братия заключила, что Бог таким образом подал знамение о прощении согрешения Мины.

 
PR-CY.ru