МАМНЕ

МАМНЕ – грузинский златоваятель XVI в. Его деятельность пришлась на период возрождения грузинского искусства, когда в Грузии наблюдалось относительное внешнеполитическое спокойствие. Исследователям известны шесть созданных Мамне произведений, все они содержат надписи с указанием имени мастера, что является редким фактом в истории не только грузинской, но и всей средневековой чеканки в целом: предалтарный крест из церкви во имя великомученика Георгия в селении Садгери, выносной крест из монастыря Гелати (оба в музее истории религии), предалтарный крест из церкви Баракони во имя Пресвятой Богородицы в селении Цеси, киот иконы «Распятие» (икона не сохранилась) из Распятской церкви в селении Кулаши, выносной крест из церкви во имя великомученика Георгия в селении Хони (все три – в Кутаисском государственном историко-географическом музее) и киот иконы в честь Успения Пресвятой Богородицы из монастыря Шемокмеди (киот и икона утрачены в 1920 г., сохранилось фото: Национальный музей Грузии. Коллекция  Д. Ермакова). Упоминание имён ктиторов-заказчиков, также зафиксированных в подписях, позволяет исследователям выделить в творчестве мастера два периода: его работу в Самцхе (Южная Грузия) и в Западной Грузии. Наиболее значительным произведением Мамне исследователи считают крест из церкви в Садгери (дерево, покрыт позолоченными серебряными пластинами; 2,3×1,06 м). Сохранилась сочинённая клириком садгерской церкви диаконом Симеоном Шотисдзе (также Шотишвили) ода, в которой прославляются крест и его автор, в ней упомянуты почти все лица, чьи имена присутствуют в надписях на кресте. В тематическую программу креста включены 26 композиций: Деисус (в центре), 13 сцен Господских праздников, житийный цикл великомученика Георгия. Мамне как мастер групповых сцен умело работал с композицией, его интересовала, прежде всего, человеческая фигура. На крестах из церквей в Садгери и Баракони фигуры образуют высокий рельеф на гладком фоне, мастер пытается создать объёмный образ, однако настоящая пластика отсутствует. Исследователи отмечают, что для Мамне характерны в большей или меньшей степени удлинённые фигуры, формы утрированы с некоторой долей манерности. В творчестве Мамне исследователей привлекает внимание и декоративная составляющая произведений. Исследователи отмечают, что орнамент в его исполнении отличается большим мастерством, иногда особой утончённостью (киоты из монастыря Шемокмеди и из церкви в Кулаши, ручки крестов из монастыря Гелати и из церкви в Хони). В иконографических схемах его работ присутствует несколько редких типов: на кресте из церкви в Садгери изображены великомученик Георгий, держащий в руках свою отрубленную голову, а также поверженный великомучеником Георгием император Диоклетиан на коне; на сионе креста из монастыря Гелати Пресвятая Богородица представлена между апостолами Петром и Павлом и др.

 
PR-CY.ru