МЕРКУЛОВА Вера Антоновна - Страница 3

Весной 1924 г. Меркулову В.А. вновь арестовали и отправили в Костромской губотдел ОГПУ. Весной следующего года подвижницу приговорили к ссылке на три года в Кинешму. О её жизни в Кинешме исследователям известно мало, но поскольку после этой ссылки к Меркуловой В.А. приходило много жителей Кинешмы и района, то, несомненно, что Меркулова В.А. там, как и везде, пользовалась большим почитанием. Весной 1928 г. подвижница вернулась в Сумароково, где к ней сразу же возобновилось массовое паломничество. Осенью 1929 г. она вновь была арестована, выслана в город Котельнич Нижегородского края (ныне Кировская область). Меркулова В.А. и сопровождавшие её три инокини поселились в деревне Корякины близ Котельнича. Подвижницу каждый день возили на богослужения в собор Котельнича. На новом месте, как и везде, Меркулова В.А. очень быстро стала пользоваться всеобщей любовью, свидетельством чего является направленная против неё статья В. Пинягина «Провидица Верушка», опубликованная в местной газете «Деревенская жизнь» 2 ноября 1929 г. 29 декабря Меркулова В.А. была вновь арестована, обвинена в «антисоветской деятельности» и создании «нелегального женского монастыря», заключена в котельничский дом заключения. 19 мая 1930 г. особая тройка при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижегородскому краю приговорила её к ссылке на три года в Северный край. Однако, по мнению исследователей, благодаря ходатайствам почитателей и из-за её инвалидности особое совещание при Коллегии ОГПУ 8 сентября того же года постановило «досрочно условно» освободить Меркулову В.А. от наказания, разрешив ей «свободное проживание в СССР». После освобождения Меркулова В.А. ещё несколько месяцев жила в окрестностях Котельнича (в последующие годы к ней приезжало большое число паломников из Котельничского района). В апреле 1931 г. Меркулова В.А. вернулась в Молвитинский (ныне Сусанинский) район, поселилась в деревню Исаково – ближайшей к бывшему Свято-Троицкому монастырю. Из Исакова её ежедневно привозили в Сумароково в приходскую Никольскую церковь, в которой с приездом Меркуловой В.А. богослужения стали совершаться каждый день. По данным ОГПУ, после возвращения Меркуловой В.А. богослужения в церкви ежедневно посещали: в апреле – 50–100 человек, в июне – 400–500 человек, в праздники – до 1 тыс. человек. В Исакове Меркулова В.А. возобновила приём посетителей, ежесуточно к ней приходили от 50 до 200 человек из Молвитинского и соседних – Галичского, Судиславского, Буйского, Костромского и других районов. В это время против Меркуловой В.А. была развязана широкомасштабная кампания в прессе, как местной, так и центральной. 10 мая 1931 г. заметка о Меркуловой В.А. («Кулацкая “пророчица” снова заговорила») появилась в газете «Безбожник». С июня 1931 г. районная газета «Колхозный клич» опубликовала серию посвящённых Меркуловой В.А. статей, в которых её именовали «кулацкой пророчицей», «кулацким агентом», «контрреволюционной шарлатанкой» и обвиняли в срыве весеннего сева и развале ряда колхозов: «Письмо в редакцию» – 1931 г. 20 июня; «Чёрное гнездо и чёрная доска» – 1931 г. 1 июля; также статья «Под маской “блаженной матушки Веры” скрыто лицо классового врага» в районной газете «Колхозник» (Семёновское, 1931 г.. 21 июня).

 



 
PR-CY.ru