ЛАВАЛЬ Шарль

ЛАВАЛЬ Шарль (1862 – 1894 гг.) – французский живописец, связанный с движением синтетизма (постимпрессионизм) и «школой Понт-Авена». Сын архитектора и полячки, Шарль Лаваль родился в Париже. Ученик Леона Бонна (1833–1922 гг.) и Фернана Кормона (1845–1924 гг.), Шарль Лаваль посылал свой буколический пейзаж «Сельский двор в Барбизоне» на салон 1880 г., участвовал в салоне 1883 г. Среди его товарищей по художественной студии были Тулуз-Лотрек (1864–1901 гг.), Эмиль Бернар (1868–1941 гг.) и Луи Анкетен (1861–1932 гг.). Поль Гоген (1848–1903 гг.) и Шарль Лаваль встретились в пансионе мадам Глоанек в Понт-Авене в 1886 г. и стали друзьями. В поисках экзотики, которая могла бы им дать ключ к «иному» искусству, Гоген и Лаваль в 1887 г. отправились в Панаму. Чтобы подзаработать, Лаваль написал несколько академических портретов, используя свой опыт, полученный в ателье Леона Бонна (все утеряны). Серия неудач вынудили Лаваля и Гогена покинуть материк и уехать на Мартинику. Перенеся дизентерию и страдая приступами безумия (вплоть до попытки самоубийства), Лаваль вернулся с Антильских островов в 1888 г., через несколько месяцев после своего знаменитого спутника. Он привёз картины и акварели, очаровавшие Поля Гогена. Между тем, Поль Гоген сошёлся с юным Эмилем Бернаром. Вместе три художника начали формировать новый синтаксис художественной пластики. Исполненный в то время «Бретонский пейзаж» показывает явную тенденцию к абстракции, к широким разводам радужных цветов. Много лет спустя, когда Шарль Лаваль будет забыт, Бернар и Гоген, став непримиримыми врагами, будут оспаривать друг перед другом изобретение того революционного живописного новшества, скрывая роль Шарля Лаваля, который исподволь привносил свой поэтический талант синтетизму. В Понт-Авене Лаваль, страдавший от туберкулёза, рисовал очень мало. С целью обмена Винсент ван Гог (1853–1890 гг.) заказал ему автопортрет. Впоследствии Лаваль выставлял десяток картин рядом с Полем Гогеном, Эмилем Бернаром, Луи Анкетеном, Жорж-Даниэлем де Монфрейдом в кафе «Volpini» по случаю Всемирной выставки 1889 г. Странные и необычные изображения синтетистов восхитили и вдохновили будущих «Наби»: Пьера Боннара (1867–1947 гг.), Жана Эдуара Вюйара (1868–1940 гг.), Мориса Дени (1870–1943 гг.), Аристида Майоля (1861–1944 гг.), Поля-Элье Рансона (1864–1909 гг.) и Сюзанну Валадон (1865–1938 гг.).

 
PR-CY.ru