ЛОРРЕН Клод - Страница 2

В его творчестве исследователи различают две манеры: картины, относящиеся к ранней поре деятельности (написаны сильно, густо, в тёплых тонах), и позднейшие (более плавно, в холодноватом тоне). Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей – Франческой Лаури (1610–1635 гг.), Яна Миля (1599–1663 гг.), Фр. Аллегри и Н. Колонбеля. Клод Лоррен (в отличие от Пуссена) выходил за рамки метафизического (академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он – первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на Уильяма Тёрнера (1775–1851 гг.). В последние десятилетия (1660–1680 гг.) он работает медленнее, но всегда с успехом (к этому периоду относятся эрмитажные «Времена суток»). В поздних работах Клод Лоррен сам пишет фигуры, помещая их в воображаемые строения. Тематически это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем» (1672 г., Национальная Галерея, Лондон), «Парнас» (Музей Изящных Искусств, Бостон). Его последняя работа – «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) – закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской, или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Клод Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройдённых бистром, и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков; находится у герцога Девонширского, в Англии). Этот сборник был впоследствии (в 1774 г.) издан в гравюрах-факсимиле Ричардом Ирломом (1742/1743 – 1822 гг.). Отлично владея гравировальной иглой, в 1630–1662 гг. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Его картины есть почти во всех крупных галереях Европы. Особенно много их в общественных и частных коллекциях Англии, в Лувре, в палаццо Дориа в Риме, в Мюнхенской Пинакотеке, в Дрезденской галерее, и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (12 картин, в том числе «Четыре времени года», едва ли не самые замечательные из всех произведений художника). Основные работы: «Морская гавань» (около 1636 г., Лувр); «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (около 1639 г. Музей им. А.С. Пушкина); «Отплытие св. Урсулы» (1646 г., Лондон, Национальная галерея); «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657, Дрезден); «Полдень» («Отдых на пути в Египет»; 1661 г. Эрмитаж); «Вечер» («Товий и ангел»; 1663, Эрмитаж); «Утро» («Иаков и дочери Лавана»; 1666, Эрмитаж); «Ночь» («Борьба Иакова с ангелом»; 1672 г., Эрмитаж); «Вид берега Делоса с Энеем» (1672, Лондон, Национальная галерея); «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682 г., Оксфорд, Музей Ашмола); «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646 г., Токио, Национальный музей западного искусства); «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (Дрезденская картинная галерея) – одна из любимых картин Фёдора Михайловича Достоевского (её описание содержится, в частности, в романе «Бесы»).



 
PR-CY.ru