Словарь по христианству Л ЛОРРЕН Клод

ЛОРРЕН Клод

ЛОРРЕН Клод (1600–1682 гг.) – французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Родился в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия в крестьянской семье; рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге (в Брайсгау), в 1613–1614 гг. отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси (1578–1644 гг.), усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 гг. Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи в Риме под руководством Агостино Тасси, который был одним из учеников Пауля Бриля (1556–1626 гг.). После этого в Риме (1627–1682 гг.) прошла вся жизнь Клода Лоррена, за исключением двух лет (1625–1627 гг.), когда он вернулся на родину и жил в Нанси. Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах придворного живописца герцога Лотарингского Клода Дерюэ. В 1627 г. Лоррен опять уехал в Италию и обосновался в Риме. Вначале он выполнял заказные декоративные работы (так называемые «пейзажные фрески»), но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Он также был великолепным орфистом (оставил занятие офортом лишь в 1642 г., окончательно избрав живопись). В 1637 г. французский посол в Ватикане купил у Клода Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». В 1639 г. испанский король Филипп IV (1621–1665 гг.) заказал ему семь работ (ныне – в музее Прадо), из которых два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков были папа Урбан VIII (1623–1644 гг.), который заказал четыре работы, кардинал Бентивольо, принц Колонна. С 1634 г. Лоррен – член Академии св. Луки (т.е. художественной академии). Позже, в 1650 г., ему предлагали стать ректором этой Академии, однако от такой чести он отказался, предпочитая спокойную работу. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Тем не менее, Клод Лоррен получил признание и жил в достатке, снимая большой трёхэтажный дом в центре итальянской столицы, неподалёку от площади Испании (его соседом был, в частности, Никола Пуссен, которого он посещал в 1660 гг.). Лоррен не был женат, но имел дочь (Агнесс), которая родилась в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество. Умер в Риме. Вначале Клод Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди; затем – порты, с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами. Хотя Лоррен не получил особого образования (был самоучкой), тем не менее, читал и писал на французском и итальянском языках. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). С большим мастерством изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени тёплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.

 



 
PR-CY.ru