Словарь по христианству Л ЛЕОНТИЙ

ЛЕОНТИЙ

ЛЕОНТИЙ – Антиохийский архиепископ и митрополит в 344–357 гг. (по иным данным – с 345 по 358 гг., в зависимости от источника), сирийский богослов,  называемый в источниках «Скопец». Родился в конце III – начале IV в. Был учеником мученика Лукиана Антиохийского (ум. в 312 г.), одного из первых редакторов Библии и одного из основателей Антиохийской школы богословия, субордиционистская позиция которой дала начало учению Ария (256–336 гг.), а впоследствии рационалистическим учениям Феодора Мопсуестийского (около 350 – 428 гг.) и Нестория (после 381 – около 451 гг.). Согласно Феодориту Кирскому (386/393 – 457 гг.), Леонтий был монахом, родом из Фригии, занял архиерейскую кафедру Антиохии после низложения архиепископа Стефана I (342–344 гг.). Однако, как отмечает Феодорит, предстоятельство Леонтия противоречило первому правилу Никейского собора 325 г., т.к. новый архиепископ был скопцом, и оскопил он себя сам. О причинах самокастрации распускали слухи, что, будучи монахом, он сожительствовал с молодой женщиной по имени Евстолия, но открытое сожительство с ней было ему запрещено. Для того чтобы иметь возможность общаться с ней, он и оскопил сам себя, будучи уже пресвитером. Впрочем, от подозрений это его не избавило, и он был низложен из сана пресвитера. Поскольку в годы его правления Антиохийской церковью клир состоял, в основном, из приверженцев арианского вероучения, в то же время как народ придерживался вероучения никейского, церковные иерархи старались особо не высказывать свою христологическую позицию и не заявляли открыто о поддержке той или иной стороны, боясь как народного гнева, так и гнева поддерживавшего арианство императора Констанция II (337–361 гг.). Однако церковный историк Филосторгий (около 368 – около 439 гг.) отмечает, что из всех учеников Лукиана Антиохийского только епископ Тарса Киликийского Антоний и Леонтий сохранили «чистоту и строгость веры» (Феодорит же отмечает умеренность и мягкость взглядов Леонтия). Леонтий (как и клир) пользовался репутацией явного арианина, однако старался не высказывать открыто свои убеждения, действовал так миролюбиво, что не только все арианские партии самых разнообразных оттенков (кроме крайней), но даже и несомненно православные не прерывали с ним общения. Леонтий очень умно лавировал между крайностями, не давая понять, на чьей он стороне, однако свою приверженность арианской догматике всё же показывал действиями. В его время догматический спор между православными и арианами нашёл себе лозунг в формуле заключительного славословия. Ариане признавали своим знаменем славословие в такой форме: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе». Православные утверждали, что равночестность Лиц Святой Троицы вернее выражает формула: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Поскольку славословием заканчивается каждая церковная молитва (причём, та и другая его форма сделались лозунгом партий), то Леонтий первую часть славословия  произносил тайно и громко возглашал только его конец: «И во веки веков». Не оказывая покровительство последователям Никейского Символа веры, не рукополагая священнослужителей – никейцев, Леонтий, напротив, всячески оказывал содействие арианам, возводя их в разные степени священства, в частности, в 350 г. рукоположил в диаконы с правом проповедовать своего ученика Аэция Антиохийского (ум. около 367 г.), который значительно развил учение Ария, дав начало аномейству, утверждавшего неподобие Отца и Сына. Догматическая система Аэция была построена на диалектической противоположности рождённого и нерождённого. Считая эти понятия за адекватное выражение самого существа Отца и Сына, он стоял за их полное «иносущие» и с беспримерной дерзостью приписывал себе такое адекватное знание существа Божьего, какое имеет Сам Бог.

 



 
PR-CY.ru