ЛЕВ XIII - Страница 2

В целом ряде энциклик папа осуждал новую науку и новую философию, ставил им задачу подтверждать богооткровенные истины. В 1879 г. Лев XIII издал энциклику «Aeterni Patris» («Отцу вечному»), в которой объявил философию Фомы Аквинского единственной официальной философской доктриной католической церкви (см. Томизм, Неотомизм), а самого учёного – идеалом философа. Согласно энциклике, учение Фомы Аквинского о гармонии веры и разума открывает возможность осуществить синтез христианства с современной наукой и культурой. Лев XIII считал это учение фундаментом доктринально-теологической католической мысли и боролся против светской школы, стараясь поставить церковь во главе рабочего движения. Самой известной является энциклика «Rerum novarum» («О новых вещах») от 16 мая 1881 г. – первый официальный документ церкви, дававший анализ социально-экономической ситуации в конце XIX в. и определивший основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями, подвергавший критике как капиталистическую эксплуатацию, так и социалистическое решение вопроса (преемники Льва XIII дополняли и модифицировали энциклику в соответствии с изменившимися социально-политическими условиями). Несмотря на бесплодность усилий в стремлении поставить церковь во главе рабочего движения, Льву XIII удалось встать во главе значительной части западноевропейских консервативных элементов, чем он искусно воспользовался в интересах церкви, добившись отмены большей части постановлений против католического духовенства, проведённых в Германии в период так называемой «культурной борьбы» («культуркампфа»). Вместе с кардиналом Рамполлой дель Тиндаро Лев XIII приложил много усилий, чтобы удержать ранг католического епископата в европейских странах. Был заключён договор с Германской империей. Первый канцлер Отто фон Бисмарк (1815–1898 гг.) получил орден Христа, а последний император Вильгельм II Гогенцоллерн (1859–1941 гг.) дважды посетил папу в Ватикане. Равнодушный к формам правления, Лев XIII предписал французскому духовенству прекратить борьбу с республикой, склонял к примирению с республиканским строем французских католиков. Папа искал контакты даже с англиканами, чтобы добиться их примирения с апостольской столицей. В этот период он назначил кардиналом обращённого в католичество Джона Генри Ньюмена (1801–1890 гг.). Папа заключил выгодное для церкви соглашение с Россией относительно назначения епископов в Польше. Хуже складывались отношения между апостольской столицей и Австрией, которая продолжала придерживаться традиций иосифизма. Дипломатическая активность государственного секретариата не увеличила авторитет папства настолько, чтобы оно могло питать надежду на восстановление папского государства. Зато она проложила путь к политической консолидации фронта христианской демократии, которая предприняла энергичные шаги в борьбе с влиянием социализма и коммунизма в рабочей среде. Уступчивый в политике, Лев XIII был непреклонен в церковных вопросах: в одной энциклике он объявляет протестантизм источником социализма, коммунизма и нигилизма, в другой называет протестантских миссионеров распространителями лжи и обмана. Папа написал несколько полемических богословских трактатов и стихотворения на изящном латинском языке. 20 февраля 1903 г. Лев XIII торжественно отпраздновал 25-летний юбилей своего избрания в папы; 20 июля того же года умер. Папа инициировал развитие католической библеистики и библейской археологии, учредив специальный центр по изучению Библии (1893 г.) и создав Папскую библейскую комиссию (1902 г.). В 1881 г. он приказал частично открыть доступ для учёных и учащихся католических учебных заведений к части секретных ватиканских архивов, оставляя, однако, за собой контроль за публикацией результатов их исследований и содержанием последних. Лев XIII подвергал жёсткой критике масонство. Главной его страстью были разного рода торговые операции. Он всегда был в курсе биржевых дел, держал акции европейских государств и по его инициативе был учреждён первый ватиканский банк, существующий и поныне. Но папскую традицию он не менял: был закоренелым непотистом – покровительствовал своим родственникам в получении выгодных служебных мест. Из-за скупости Лев XIII вошёл в конфликт даже со своей охраной – швейцарскими гвардейцами. Дело в том, что в Средние века существовал обычай: после смерти папы населению Рима предоставлялось право «пограбить папский дворец». Толпа врывалась в папские покои и уносила всё, что попадалось под руку. В этом «грабеже» участвовали и гвардейцы охраны. В начале XIX в. этот обычай был заменён «откупом», когда вновь избранный папа одаривал гвардейцев крупной суммой, а взамен они обеспечивали сохранность папских покоев. Лев XIII отменил этот «откуп», чем вызвал недовольство гвардейцев, которых пришлось усмирять. В последние годы жизни папа передал в руки кардинала Рамполлы значительную часть своих функций по руководству католической церковью. Исследователи называют его одним из замечательных дипломатов конца XIX в., одним из величайших пап современной католической церкви, которую он стремился привести в соответствие с влиянием времени. Католическая церковь в значительной мере обязана его усилиям остановкой разложения, сделавшего громадные шаги вперёд при Пие IX. По заданию Льва XIII была подготовлена 16-томная история папства, где признавались порочность таких пап, как Сикст IV, Александр VI, Лев X, Урбан VIII, Павел III, Александр VII. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru