ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ - Страница 3

Постановив, что «устами Льва говорил Пётр», восточные епископы приняли вероопределение папы Льва I Великого. Такая идентификация папы с князем апостолов свидетельствовала о несомненном признании Восточной церковью главенства пап. Однако (по настоянию Маркиана) среди постановлений Халкидонского собора был так называемый «28-й канон», который давал Константинопольскому патриарху такие же почести, какие были у папы Римского. Протесты легатов папы были оставлены без внимания. Одобряя догматические решения Собора и только оповещая о них епископов Запада, Лев I, ссылаясь на старую традицию Рима и Никейский собор, отказался утверждать этот канон, продолжая отстаивать преимущественное положение Александрии. Вызванное двойственным отношением папы к халкидонским решениям смятение на Востоке заставило Константинопольского патриарха Анатолия (449–458 гг.) и императора Маркиана (450–457 гг.) просить Льва I о признании Собора, но папа вновь заявил о признании им только его догматических решений. При  преемнике Маркиана, Льве I Маркелле (457–474 гг.), папа Лев I, отклонив предложение императора созвать Собор, разослал по церквам новое исповедание веры. Однако настоящую славу папа Лев I снискал, став спасителем Рима во время набегов варваров. Эпоха ослабления императорской власти на Западе благоприятствовала росту политического значения папы. В 451 г. на Италию напали гунны во главе с Аттилой (ум. в 453 г.). Предав огню и мечу Венецию и Лигурию, они встали лагерем около Мантуи, готовясь к нападению на беззащитный Рим. С именем Льва I легенда сплетает национальную идею, делая его участие в посольстве к Аттиле решающим моментом. Говорят, что в 452 г. папа Лев I встречался с вождём гуннов, дал ему прозвище «бич Божий» и уговорил его не разрушать Рим. В честь этой победы Лев I распорядился перелить статую Юпитера Капитолийского в фигуру апостола Петра, которая была установлена в базилике св. Петра в Ватикане (рядом с базиликой св. Петра папа открыл два монастыря – св. Иоанна и св. Павла). В 455 г. на Рим напали вандалы во главе с Гейзерихом (около 389 – 477 гг.), пообещав разрушить город и поголовно истребить его жителей. Согласно легенде, папа один вышел навстречу вандалам, грабившим Рим, заплатив богатый выкуп, уговорил Гейзериха ограничиться 14-дневным разграблением города, взял обещание не убивать жителей, не сжигать и не грабить церкви После их ухода население бывшей императорской столицы сократилось вдвое, а слово «вандализм» после этого приобрело нарицательное значение. Престиж императора покатился вниз, а авторитет папы возрос: он получил титул «Великий». Папа Лев I действует вполне независимо и от восточного, и от западного императоров, прибегая, однако, при всяком удобном случае к их содействию для достижения общецерковных и римских задач. В теории он не отрицает значения и власти государей: императоры поставляются божественным провидением во главе всего мира, но их главная цель – не столько управление миром, сколько защита церкви, церковного мира и кафолической истины. Императором руководит сам Святой Дух: он не может ошибаться, а следовательно, не может быть и поводов для столкновения императора с церковью или папством. Однако это традиционное и внутренне противоречивое понимание отношения государства к церкви не всегда согласовывалось с образом действий папы Льва I. Ни в одном пункте он не пробивает новых путей папству, но завершает и формулирует плоды периода подъёма папства – понтификатов Целестина I и Сикста III. Лев I был первым папой, похороненным в базилике св. Петра в Ватикане. Издревле почитался в православной церкви 18 февраля. В 1754 г. папа Бенедикт XIV (1740–1758 гг.) присвоил ему достоинство доктора церкви (doctor ecclesiae). Католическая Римская церковь (до 1971 г.) почитала Льва I 11 апреля, но после день его памяти стал отмечаться 10 ноября. После Льва I осталось большое собрание его трудов (96 проповедей и 120 посланий), сохранились и его письма. Считается, что он стал первым настоящим папой, возвысившимся над другими христианскими епископами. Зато его преемники (Иларий, Симплиций и Феликс) уже не играют той активной роли, как Лев I (инициативу перехватили Константинопольские иерархи). См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru