ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ - Страница 2

Таким образом, Пётр, будучи главой церкви, поставленным самим Христом, и являясь вместе с тем первым епископом Рима, по мнению Льва I, утвердил верховенство римского первосвященника над всеми остальными христианскими патриархами, «в приобщение нераздельному единству» (западноевропейские христиане признали это право за Львом I, а христиане Восточной римской империи оспаривали данную идею). Лев I утверждал, что «каноны Соборов» находятся под надзором папы, которому принадлежит высшая догматическая и дисциплинарная власть. Идею примата он обосновывает не только возведением его к Петру и Христу, но и указанием на положение Рима как столицы мира, центра борьбы с язычеством. Яснее, чем предшественники, но по существу так же, как они, выражая идею примата, Лев I пытается продвинуть дальше его реализацию, чему благоприятствуют и внешние обстоятельства. В Италии из-за ослабления Милана и Аквилеи и недостаточной силы Равенны папа мог требовать от епископов и митрополитов соблюдения римских обрядов и угрожать за неповиновение карами вплоть до отлучения. От Сицилии он добился присылки трёх делегатов на ежегодный Собор итальянских епископов в Риме, «чтобы знали они римский обычай». Подорванная нашествием вандалов Африканская церковь подчинилась надзору Льва I; он подчинил приматству Рима также епископов Илирии и Галлии. В Галлии сказывалось соперничество Вьенны и Арля, новый епископ которого (Иларий) пытался централизовать под своей властью Галлию, но с помощью Собора и инспирированного Львом I декрета императора Валентиниана III (445 г.), признавшего силу папского решения не нуждающейся в императорской санкции, папе удалось сломить сопротивление Илария и провести разграничение компетенций Арля и Вьенны, с некоторым преобладанием первого, а преемник Илария (Равенний) стал одной из главных опор папы в Галлии. В Илирике Лев I боролся с притязаниями Константинополя и считал Фессалоникийского митрополита викарием папы. На Западе ему удалось отстоять за собой не только верховную юрисдикцию и право контролировать, но и догматическое верховенство. Реально он руководил Западной церковью в её отношениях к Востоку, в борьбе с манихейством и пелагианством. В 448 г. папство было вовлечено в евтихианский спор. Во время монофизитских споров папа направил Константинопольскому патриарху Флавиану (447–449 гг.) догматическое послание («Томос»), содержавшее изложение ортодоксальной доктрины (Четвёртому Вселенскому собору 451 г.). Он переписывался также с Константинопольским архимандритом Евтихием (около 370 – после 454 гг.), приняв сторону его противников, пытаясь вызвать вмешательство императора Феодосия II Младшего (408–450 гг.) и отправив на созванный в Эфесе Собор своих легатов. Лев I, созвав в Риме Собор местных епископов, осудил поместный Собор в Эфесе (449 г.), назвав его «разбойничьим» (поскольку на Соборе применялись недозволенные методы нажима). Победа евтихиан на Соборе усилила энергию папы, требовавшего созыва Вселенского Собора в Италии. По его настоянию, западный император поддерживает правоверных. Гонимые евтихианами на Востоке, они обращаются в Рим с мольбами о помощи, тем самым возвышая папство. Лев I становится центром движения, опубликованное им послание, излагающее западную христологию, – мерилом веры. Когда Эфесский собор восточных епископов отказался принять «Томос», папа Лев I осудил непокорных епископов и в 451 г. созвал Вселенский Собор в Халкидоне (после смерти императора Феодосия его сестра Пульхерия и занявший императорский престол военачальник Маркиан, пошли ему навстречу). Собор осудил монофизитство (евтихианство), постановив, что Христос обладал двумя природами и был истинным Богом и истинным человеком. Через своих легатов (председательствовали на Соборе императорские комиссары, а не папские легаты) папа потребовал, чтобы собравшиеся в Халкидоне епископы приняли «изложение веры, содержащееся в нашем догматическом послании».

 



 
PR-CY.ru