Словарь по христианству Л ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ – папа Римский с 29 сентября 440 г. по 10 ноября 461 г.; причислен к лику святых. Его понтификат был самым ярким в раннесредневековой истории церкви. Он начался при благожелательных отношениях с Востоком, несколько омрачаемых спорами о времени празднования Пасхи, но позволявших победоносно выступавшему при Целестине I (422–432 гг.) папству утверждать свой примат и возвышать над прочими кафедрами Востока кафедру Александрийского епископа. Происходил Лев I родом из Этрурии. В юности получил прекрасное по тем временам образование (был учеником папы Целестина I), имел возможности сделать неплохую светскую карьеру, но, стремясь к духовной жизни, стал архидиаконом при папе Сиксте III (432–440 гг.), которого побуждал выступать против одного из главных деятелей пелагианства Юлиана Экланского (около 386 – около 455 гг.); находился в отношениях с Александрийским епископом Кириллом Великим (412–444 гг.) и Иоанном Кассианом Римлянином (около 360 – около 435 гг.). Ещё будучи дьяконом, Лев I приобрёл огромный авторитет и уважение. Красноречивый проповедник, хорошо знакомый с положением церкви, он обладал исключительным дипломатическим и политическим талантом и понимал задачи церкви в духе, намеченном его предшественниками. Недаром в 440 г. император Валентиниан III (425–455 гг.) именно ему поручил ему разобрать спор двух высокопоставленных галльских вельмож: Аэция и Альбина. В это время умер папа Сикст III, и Лев был единодушно избран новым папой (выборы проходили в его отсутствие). Став папой, Лев I проявил себя как бескомпромиссный борец с ересью (манихейством) и пережитками язычества. Ещё в 439 г. он узнал, что ересиарх Пелагий (около 360 – после 431 гг.) был принят в христианскую общину Аквилеи даже без формального отречения от своих заблуждений и потребовал от него торжественного отречения перед Собором. Около 443 г. Лев I узнал, что манихейцы организовали в Риме тайную общину, и возбудил против них преследование, устраивал публичные дебаты с их лидерами, публично сжигая их книги и призывая римлян к борьбе с ересью. В конце концов, император Валентиниан III 19 июня 445 г. издал указ против манихейства. В 447 г. Лев I написал жителям Испании обширное послание против присциллианства, пустившего корни на Пиренеях. Во всех западных провинциях папа установил строгую дисциплину, наказывал епископов, отступавших от традиций при совершении обрядов, и требовал их приезда в Рим для «повышения квалификации». В это время потоки беженцев из Африки (Карфаген и Нумидия были захвачены вандалами) захлестнули Рим. Папа разрешил им селиться в Риме при условии полного отречения от ереси. Как и его предшественники, Лев I принимал меры по сохранению церковной юрисдикции Рима над Иллирией (но влияние Константинопольской церкви в этой провинции после его смерти продолжало усиливаться). Стремясь к усилению папства, он добился от императора Валентиниана III издания декрета о подчинении епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В ряде своих речей и посланий Лев I яснее, чем его предшественники, формулировал значение кафедры апостола Петра, поставленной во главе всей церкви. Папа выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами. Основным аргументом для признания примата папы служило обещание Христа, якобы данное им апостолу Петру: «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:18–19).

 



 
PR-CY.ru