ЛИТУРГИЯ - Страница 3

Литургия оглашенных в современном варианте состоит из следующих смыслообразующих моментов: чередующихся трёх ектений – последовательностей прилежных просительных молитв, их название происходит от греч. – «напрягаю» (голос) и пения антифонов – стихов из псалмов; Малого входа с Евангелием; пения «Трисвятого»; восхождения служащего иерея или архиерея на «горное место»; чтения Священного Писания; нескольких ектений после чтения Священного Писания. Литургия верных (наиболее сакрализованная часть чинопоследования, присутствие на ней посторонних лиц, в том числе оглашенных, в древности не допускалось) также состоит из нескольких смыслообразующих моментов: пения «Херувимской песни»; «Великого входа» со Святыми Дарами (ещё не пресуществлёнными); Просительной ектеньи; пения Символа веры; анафоры; эпиклезы; ходатайственной молитвы; ектеньи после освящения Святых Даров; возношения и раздробления Святого Агнца (наиболее крупной просфоры, символизирующей жертву Христа); причащения клириков в алтаре; перенесения Святых Даров на жертвенник; заамвонной молитвы; потребления Святых Даров; заключительных молитв, оканчивающих литургию. Кульминационными моментами евхаристии (греч. – благодарение) являются анафора и эпиклеза. Анафора (от греч. – возносить) – центральная часть евхаристического канона, время воспоминания Тайной вечери и слов Спасителя: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…» (Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:19–20). Эпиклеза – молитва призывания Святого Духа. По учению православных богословов, тайносовершительная молитва, эпиклеза, абсолютно необходима для пресуществления Святых Даров (хлеба и вина) в Плоть и Кровь Христа, собственно, в момент её произнесения и совершается тайна пресуществления. Католические теологи отстаивают диаметрально противоположную точку зрения: призывание Святого Духа не нужно для освящения евхаристических элементов, поскольку католический священник, как minister sacramenti (служитель таинства), сам обладает полной благодатью, а Дух Святой лишь со-служит, со-литургисает ему. Литургия совершается в храме епископом или священником; в исключительных случаях (но обязательно на антиминсе) – в обычном доме. Отцы церкви учили, что в литургии принимают участие и земная, и небесная церкви. То, что происходит в земной церкви, – лишь отражение происходящего в этот момент на небе Богослужения (в херувимской песне поётся: «Мы, херувимов тайно изображающие…»). Литургическое движение в католицизме, начавшееся в понтификат папы Пия X (1903–1914 гг.) и укрепившееся последовательно в Германии, Бельгии и Франции при Пие XI (1922–1939 гг.) и Пие XII (1939–1958 гг.), позволило обновить католический обряд, новшества в котором были утверждены вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.). В конституции «О святой литургии» (22 ноября 1965 г.) Собор провёл разграничение между «неизменным в обрядах и таинствах и божественных установлениях» и тем, что «может изменяться с течением времени, с целью более полного, активного и сознательного вовлечения верующих». Собор признал также возможность литургических различий между различными поместными церквами и необходимость приспособления богослужения к различным областям мира и различным народам, при условии, что дух культа останется неизменным. Среди наиболее важных нововведений исследователи упоминают использование живых национальных языков в литургии; разрешение мирянам причащаться под двумя видами, хлебом и вином; восстановление литургии оглашенных, предшествующей причащению; сослужение иереев и новое расположение алтаря в храме – лицом к пастве.



 
PR-CY.ru