ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан - Страница 2

Анализируя в трактате «О творчестве Божием» строение человеческого тела как вместилища души, он обнаруживает близкое знакомство с тогдашним естествознанием, так что его сочинение является настоящей энциклопедией антропологии того времени. По мнению автора, мир создан Богом для человека из ничего. Природа мира и человека дуалистична (свет и тьма, тепло и холод, добро и зло, тело и душа и т.д.). Душа обладает световидной (или огневидной) природой и бессмертием. Выразившийся в его главной книге «Божественные установления» синтез христианских и классических начал проведён с редкой уверенностью и последовательностью, но оплачен дорогой ценой: если христианская вера внутри такого синтеза утрачивает дерзновенную глубину парадокса, то античная культура сводится к стилистическому блеску и общим местам моральной философии, отказываясь от научного духа. По мысли Лактанция, ошибка античности состоит в разделении религии и мудрости (отделении философии от язычества), поэтому в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, т.к. в нём они отделены одна от другой, тогда как религия немыслима без мудрости, мудрость – без религии. По его мнению, почитая Юпитера и других своих богов, язычники, в сущности, нередко молились Богу истинному. За критикой учений Пифагора, Сократа, Цицерона и др. следует изложение учения христианства. В учении о Боге Лактанций последовательно аргументирует правоту христианского монотеизма, что вытекает, по его мнению, из самого понятия Бога как причины всего сущего и самой мысли о Боге как наивысшем существе. Наряду с историком Евсевием Кесарийским (около 263 – 340 гг.) Лактанций считается одним из первых теоретиков милленаризма. В частности, он излагает очень распространённое в то время в христианстве учение хилиазма: Бог сотворил мир в шесть дней; отсюда следует, что мир будет существовать шесть тысяч лет; следовательно, через 200 лет (со времени автора) наступит конец мира, и наступит новое, тысячелетнее царство Христово, соответствующее седьмому дню повествования о творении. Его историческая доктрина ориентирована на прославление эпохи императора Константина Великого. Несмотря на ряд спорных аспектов (хилиазм, манихейский мотив дуализма и др.) труды Лактанция оказали большое влияние на последующих христианских писателей, историков, деятелей церкви и средневековых схоластов. Его сочинения, вобравшие в себя классическую античную образованность, стали связующей нитью между древней эпохой и Средневековьем. Соч.: О смертях преследователей. СПб., 1998; Божественные установления // Тюленев В.Н. Лактанций: Христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.



 
PR-CY.ru