ЛЮТЕРАНСТВО - Страница 9

В учении о таинствах лютеранство отличается от католичества и православия тем, что не признаёт их проводниками благодати, сообщающей человеку силы для духовно-нравственной жизни, а лишь за внешние знаки общения с Христом; их назначение – напоминать об Иисусе Христе и спасении Им рода человеческого. Переосмысление сотериологии, независимость спасения от человеческих заслуг привели к своеобразному статусу церкви в лютеранстве, что получило развитие во всём последующем протестантизме. Принцип личной веры является основанием лютеранского учения о видимой и невидимой церкви. Учение о невидимости церкви развивает преимущественно «Апология Аугсбургского исповедания», хотя уже Лютер, следуя Аврелию Августину, кроме видимой церкви как собрания верующих признавал невидимую церковь как сообщество всех спасённых, т.е. разделял внешнюю и истинную принадлежность к церкви. При этом границы видимой (формальной) и невидимой (фактической) церкви могут не совпадать: верующие могут находиться и вне видимой церкви, а в её ограде могут быть и люди, не имеющие веры. Принадлежность к невидимой общности, «собрания святых и истинно верующих», таким образом, зависит не от формального членства, а от обладания верой. Хотя в лютеранстве существует строгая регламентация богослужения, не приемлющая спонтанности и модернизма, основное в лютеранском богослужении – не литургическое действие, а проповедь. Лютеранство также в силу особого внимания к индивидуальному благочестию, придаёт повышенное значение домашнему благочестию, чтению Библии и поклонению в семейном кругу. Но самым важным отличием является совершенно иной подход к духовенству в протестантизме. Это выразилось в общепротестантском представлении о «всеобщности священства». В своём раннем памфлете «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер утверждал, что все крещёные христиане предстоят Богу во Христе без человеческих посредников (1 Пет. 2:9), и, таким образом, все христиане являются священниками, епископами и даже папами. Ведь, согласно рассуждениям Лютера, все христиане воистину принадлежат к духовному сословию, и между ними нет иного различия, кроме различия по занятию, поскольку лишь крещение, Евангелие и вера превращают людей в христиан. Но в плане церковной организации лютеранский подход сохраняет некоторые элементы разграничения духовенства и мирян (ординация) и допускает церковные традиции, не противоречащие Библии, в том числе епископат (что отличает его от кальвинизма, который обычно считает возможным лишь те церковные установления, которые прямо и непосредственно предписываются Священным Писанием). Такой взгляд сформировался в период так называемых адиафорических споров (см. Адиафора), вспыхнувших после смерти Лютера, о значении обрядов и установлений, «которые и не заповеданы, и не запрещены Словом Божьим» (по «Формуле согласия», церковь свободна в отношении адиафоры и может изменить свои обряды и устройство). Изменение внутрицерковного статуса духовенства привело и к разрыву с католической концепцией теократии, ранее доминировавшей в отношениях церкви и государства. В лютеранстве ещё со времени религиозных войн господствовал принцип подчинения церкви светской власти (это отражено в решениях первого Шпейерского рейхстага 1526 г.), что во многом способствовало социальной пассивности. В ходе обострения противоречий с радикальным протестантизмом Лютер занял консервативно-интолерантные позиции, требуя, например, подавления крестьянских восстаний. В дальнейшем лютеранская традиция вплоть до пиетистски настроенного Иммануила Канта (1724–1804 гг.) не выработала развитой социальной теологии и права, а некоторые её течения даже пришли к убеждению, что миссия церкви обращена только к индивидуальной личности, и её вмешательство в социум противоречит сущности христианства. В силу этой же особенности лютеранство не имеет единого организационного центра, и большинство церквей строится по национально-государственному принципу, например, Церковь Дании. Этот принцип изменился лишь в XX в. с развитием лютеранского миссионерства вне Европы. Так, в США существуют независимые друг от друга Лютеранская церковь Америки (1962 г.), Американская лютеранская церковь (1960 г.) и Лютеранская церковь – синод Миссури (1847 г.).

 



 
PR-CY.ru