ЛЮТЕРАНСТВО - Страница 8

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов, так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний, – органист-виртуоз Иоганн Себастьян Бах (1685–1750 гг.). В XX и XXI вв. стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 г. в Финляндии проводятся металлические мессы. В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придаёт существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться и витражи. С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т.д. Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером (1471–1528 гг.) и Лукасом Кранахом Старшим (1472–1553 гг.). Данный жанр получил развитие во многом в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX в. немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794–1872 гг.) создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время. В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх – если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях – барочном, затем классическом. С конца XIX в. очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX в., построено большое количество церквей в стиле модерн. Вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества. Церковь как организм состоит у лютеран из трёх классов. Высшей гражданской власти (magistratus) принадлежит внешний авторитет и сила, учителям (ministerium) – влияние на развитие церковно-гражданских постановлений государственной власти и занятие церковноуправительных должностей, обществу (populus) – право согласия или несогласия с распоряжениями должностных лиц. Представителю высшей государственной власти (Summus episcopus) принадлежит право учреждения внешней церковной организации и назначения высших должностных лиц церковного управления: суперинтендентов (наиболее заслуженным из них иногда даруется почётный титул епископа, без каких-либо, впрочем, особых прав по должности), пробстов, консисторий провинциальных и генеральной, состоящих наполовину из духовных, наполовину из светских лиц. С течением времени высшей государственной власти было присвоено право высшего надзора за чистотой лютеранского учения, а также право издания новых церковных законов. Сам Лютер сначала предоставил эти функции народу (общинам), но, убедившись в неумении народа пользоваться ими, передал их светской власти, оставив за общинами лишь выбор приходских пасторов. Постепенно положение церкви сделалось слишком зависимым от государственной власти; консистории утратили всякое отличие от светских присутственных мест (такой порядок вещей католический богослов и историк церкви Иоганн Деллингер (1799–1890 гг.) справедливо называл цезаропапизмом). Таким образом, лютеранская Реформация перенесла акцент с церковного аскетизма и монашества (которое отсутствует в протестантизме) на личную веру во Христа и индивидуальное благочестие.

 



 
PR-CY.ru