ЛЮТЕР МАРТИН - Страница 11

В предисловии к катехизису он писал: «Боже мой! Каких вещей я насмотрелся! Простой народ решительно ничего не знает о христианском учении, особенно по деревням, и, однако, все называют себя христианами, все крещены и принимают Святых Тайн. Ни один не знает ни молитвы Господней, ни Символа веры, ни десять заповедей, живут, как скоты бессмысленные…» Можно ли было доверять таким людям выборы пасторов? И куда могла завести их свобода толковать по своему разумению Священное Писание? Оглядываясь вокруг, Лютер не находил в немецком обществе силы, которая была в состоянии без социальных катаклизмов провести его идеи в жизнь. Таковой силой могли стать только светские князья. С ними он и связал свою дальнейшую судьбу, отдав в их руки организацию новых евангелических общин и признав их светскими епископами подвластных им территорий (своеобразная концепция «симфонии священства и царства»). Так Реформация, которая до этого была всенародным движением, стала после 1525 г. делом одних князей, т.е. приняла чисто правительственный характер (эти объясняется её ограничительный и во многом сдержанный характер). Мартин Лютер и его сторонники сохранили большинство обрядов старой церкви, отменив только те, которые противоречили Священному Писанию. Право толкования Библии, прежде признаваемое за каждым мирянином, было оставлено только за священниками (но при этом каждый прихожанин, читая Евангелие на немецком языке, мог обличать проповедника в ложном толковании Слова Божьего). В целом сохранилась церковная организация во главе с епископами, однако они подчинялись уже не папе Римскому, а светским князьям (кроме того, реформированная церковь лишилась всех своих земельных владений). Оставляя за священниками многие из принадлежавших им ранее религиозных функций, Мартин Лютер вместе с тем старался поднять религиозную сознательность народа. Он много хлопотал о повсеместном учреждении начальных школ, о развитии университетов и пересмотре программ обучения. Первым в Германии Лютер высказал мысль, что обучение должно быть обязательным, а для детей неимущих классов – бесплатным. В последние годы жизни он был, прежде всего, педагогом и проповедником, хотя, конечно, продолжал писать статьи и памфлеты, получавшие самый широкий резонанс, разрабатывал идеи мирского призвания, долга, возвышенного понимания труда, служения ближнему. Лютер считал, что в земном измерении жизни человек должен руководствоваться разумом, данным ему Богом, но за пределами земного существования человеческий разум утрачивает свою силу, поскольку не может постичь божественную тайну, путь к которой лежит через иррациональную веру. По мере роста радикальных настроений в среде немецкого реформационного движения позиции Мартина Лютера становились всё более консервативными, что дало повод называть его «Виттенбергским папой». Лютер совершил ещё один решительный поступок, который, хотя и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир, – он женился. В самом этом поступке не было ровным счётом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жильё, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, всё же оказалась непристроенной. Хотя Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации счёл наилучшим выходом взять её себе в жёны, и 27 июня 1525 г. они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблён, но питал к жене уважение; впоследствии он к ней очень привязался. Лютер и Катарина стали образцовой немецкой семьёй – патриархальной, чуждой романтизма и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, они воспитали ещё одиннадцать осиротевших племянников и племянниц. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами; умер он в Эйслебене.  Лит.: 95 тезисов. СПб., 2002; Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520–1526. Харьков, 1992; Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1997; Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991; Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995; Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997. См. также Лютеранство.



 
PR-CY.ru