ЛАВРЕНТИЙ

ЛАВРЕНТИЙ (IX в.) – ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, входит в число так называемых святых седмочисленников. В источниках Лаврентий упоминается всего несколько раз, поэтому сведения о его жизни, в основном, имеют гипотетический характер. Впервые о нём в конце ХI – начале ХII вв. сообщает архиепископ Охридский Феофилакт Болгарский в «Пространном Житии» равноапостольного Климента Охридского, при этом он иногда путает Лаврентия ещё с одним учеником Кирилла и Мефодия, Саввой (Павел Йозеф Шафарик назвал это ошибкой Феофилакта Охридского). Оба ученика упоминаются также в так называемом Почаевском списке ХVI в. «Сказания о письменах» Черноризца Храбра и в «Сказании о переводе Священного Писания», составленном в XVI в. в Хиландарском монастыре. Епископ Левкийский Парфений (Стаматов) выдвинул версию, что имя Савва Лаврентий, бывший целибатным священником или монахом, принял при постриге в монашество или схиму; но эта и иные попытки отождествления Лаврентия и Саввы в научных кругах поддержки не получили. Имя Лаврентия не упоминается в надписи на ковчеге, в котором, как утверждается, мощи святых седмочисленников хранятся в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы в городе Берат (Албания), и в списке возможных учеников Мефодия, приведённом в «Книге побратимов монахов» монастыря Райхенау. Исследователи полагают, что Лаврентий фигурирует как Лампертус, третий епископ Кракова, в польском летописном тексте ХIII в. и в «Каталоге епископов Кракова» при перечислении учеников Кирилла и Мефодия, поселившихся около 995 г. в область Малопольша, хотя Франтишек Дворник полагал, что Лаврентий жил в Болгарии. Упоминание Лаврентия в источниках, учитывая широкое почитание у южных славян равноапостольного Климента Охридского, могло возникнуть под влиянием культа святого Лаврентия Римского (ум. в 258 г.), имя которого стоит сразу после имени Климента Римского в так называемой литургии святого апостола Петра, переведённой, по мнению некоторых исследователей, на славянский язык Кириллом и Мефодием для использования во время миссии в Средней Европе. Также оно могло появиться в память об одноимённом епископе Лихнида (Охрида) V в., в адрес которого папа Римский Геласий отправил увещевание о необходимости принять решения Халкидонского собора.

 
PR-CY.ru