ЛЕВ

ЛЕВ – архиепископ Охридский (Болгарский; около 1037–1056 гг.); византийский богослов, полемист, участник споров между Константинопольской православной и Римско-католической церквами в середине XI в., которые привели к разделению церквей 1054 г. Время рождения и смерти Льва исследователям неизвестно; о его жизни сведений также крайне мало. Исследователи полагают, что Лев происходил из Пафлагонии. Об избрании Льва на престол Охридской архиепископии исследователям известно благодаря трём вставкам в хронику Иоанна Скилицы (конец XI в.). Некоторые исследователи приписывают эти интерполяции авторству епископа Михаила Девольского. Автор сообщает, что после смерти Охридского архиепископа Иоанна I византийский император Михаил IV Пафлагон избрал на его место Льва (около 1037 г.). До своего архиепископства Лев занимал должность хартофилакса (секретаря) Константинопольской патриархии. Согласно Иоанну Скилице, Лев имел превосходное образование. В середине или во второй половине 1053 г., с началом активных церковных контактов между Римом и Константинополем, по мнению исследователей, по заданию Константинопольского патриарха Михаила I Кирулария (1043–1059 гг.), Лев написал «Послание об опресноках и субботах», переданное епископу Иоанну Транийскому из Южной Италии, который в это время посещал Константинополь с дипломатической миссией. На пути из Рима в Константинополь Иоанн Транийский проезжал через Охрид и имел личную встречу со Львом. По мнению исследователей, на ней обсуждались те вопросы, что были затронуты в письме Льва. Послание Льва было обращено к папе Римскому и ко всем латинским епископам, оно обобщало аргументы константинопольской богословской школы, выдвинутые ею против некоторых западных церковных традиций. В греческом тексте послания автором значится Лев, но в латинском переводе есть преамбула, где указано, что соавтором послания был патриарх Михаил I Кируларий. Скорее всего, по мнению исследователей, это указывает на статус послания Льва как официального документа Константинопольской церкви, а не на действительное авторство патриарха. Предполагается также совместное авторство Льва и патриарха Михаила I Кирулария. Послание касается дисциплинарных и литургических вопросов: употребления мяса с кровью, поста по субботам и др. Центральная проблема – использование опресноков при совершении евхаристии в Западной церкви. По мысли Льва, Христос совершал пасхальную вечерю и ел закланного агнца с горькими травами и опресноками, но Тайную вечерю с учениками Он совершил вслед за этим уже на квасном хлебе.

 



 
PR-CY.ru