ЛИПЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 8

Исследователи отмечают, что архиерейский заказ не ограничивал идейное содержание росписи задачами догматического плана, оно не лишено ктиторского характера. Состав образов благоверных князей, святых ратников и вооружённых мучеников свидетельствует о повышении авторитета князей-полководцев и благоверных воинов в республиканском Новгороде в эпоху непрестанных военных столкновений. Значительные трудности для исследователей представляет анализ пластических характеристик росписи, поскольку почти везде верхний красочный слой утрачен и уцелел лишь подмалёвок. Тем не менее, сохранившиеся участки позволяют исследователям оценить художественный строй стенописи как неоднозначное явление. Лапидарны фронтальные изображения святых, напоминающие фигурки на полях некоторых новгородских икон XIII в.; убедительно переданное движение находит параллели в миниатюрах тверской «Хроники Георгия Амартола» конца XIII – начала XIV вв. (Российская национальная библиотека). Исследователи отмечают, что типы ликов и способы их моделирования пробелами имеют сходство с близкой по времени живописью соседних художественных центров – Твери и Пскова. От первоначального убранства церкви сохранился храмовый образ святителя Николая. В 1921 г. он был передан в Новгородский музей из Сковородского монастыря, где находился после запустения Липенского монастыря. Согласно ктиторской надписи, помещённой на нижнем поле, икона была выполнена в 1294 г. для церкви во имя святителя Николая на средства некоего Николая Васильевича (это имя исследователи не встречают среди новгородских бояр; скорее всего, как полагают исследователи, заказчик иконы был купцом). Сообщены имя мастера – Алекса Петров, а также сведения о поновлении иконы в 1556 г. (в это же время была сделана и сама надпись, в первой части повторившая древний текст). Святой представлен как ходатай за весь мир и всеобщий защитник. Христос и Богородица, изображённые по сторонам святителя Николая в меньшую величину, вручают ему Евангелие и омофор в соответствии с преданием о чуде на Никейском Соборе. Небольшие фигурки святых на полях превращают огромную храмовую икону в образ апостольской церкви. Легенда об обретении иконы Николая Чудотворца близ острова Липно и об исцелении от неё князя Мстислава Владимировича была записана в Третьей Новгородской летописи, окончательная редакция относится к 1673 г. (предание послужило основой литературного произведения). Список в сборнике из рукописного собрания Вологодского архиерейского дома некогда принадлежал Спасо-Прилуцкому монастырю близ Вологды (полное заглавие: «Чюдо, иже во святых отца нашего Николаа, Мир Ликийских чюдотворца и архиепископа, сотворившееся в Великом Новеграде. И что ради церковь святаго Николаа соборная, иже на торговой стране, на Ярославле Дворище именуется. И что ради в той церкви местный образ Николая Чюдотворца, круглая дска»). Существовал ещё один список, хранившийся в Николо-Дворищенском соборе Новгорода и не отмеченный Николаем Константиновичем Никольским (его местонахождение исследователям неизвестно). Текст этого списка был опубликован в 1818 г. отдельным листком для «народного чтения», позднее переиздан.



 
PR-CY.ru