ЛИПЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

Одна из них – пророк (по мнению исследователей, Исаия), предсказавший Боговоплощение: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14; этот текст был запечатлён на свитке погибшего изображения пророка Исаии в северо-восточном простенке главного купола новгородского Софийского собора). Парная ему фигура остаётся под записью; судя по частично раскрытому древнему фрагменту свитка со словами: «ИСКОНИ БЕ СЛОВО…» (Ин. 1:1), исследователи полагают, что это апостол Иоанн Богослов. Очевидно, их присутствие по сторонам Богоматери с Предвечным Младенцем на Её лоне было призвано акцентировать догмат Воплощения и служило изобразительным комментарием. Исключительное значение этого образа для заказчика росписи архиепископа Климента соотносится с существованием в Новгороде древней местночтимой святыни – чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение». Её каноническое почитание было оформлено не позднее середины XIV в. и должно было иметь длительную предысторию, основанную на устных преданиях. Формирование местной традиции могло влиять на выбор иконографических мотивов в росписях новгородских церквей, созданных на протяжении этого периода. Программа росписи жертвенника и диаконника следовала распространённому в XII в. новгородскому обычаю посвящать эти части храма Богоматери и святому Иоанну Предтече. Однако в декорации диаконника на северной и южной стенах зафиксировано изображение четы неизвестных святых в молебном предстоянии святому Иоанну Предтече. При этом мужской образ на основании княжеского типа одежд идентифицирован как равноапостольный князь Владимир Святославич, крестивший Русь, – древнейшее из сохранившихся в монументальной живописи изображений этого святого. Среди избранных святых, запечатлённых на стенах церкви Липенского монастыря, видное место занимали благоверные князья Борис и Глеб, известные по акварельному воспроизведению Василия Александровича Прохорова. Почитание этих святых в Новгороде к моменту появления церкви во имя святителя Николая имело достаточно глубокую традицию, закреплённую строительством в 1167 г. Сотко Сытинычем внушительных размеров храма в Детинце. В эпоху начавшегося возрождения русских земель почитание памяти первых русских святых, «сродников» живущих князей-полководцев, стало, по мнению исследователей, более актуальным. В росписи церкви нашли отражение наиболее почитаемые на этих землях святые, а также важный этап формирования национального пантеона святости с включением местно почитаемых святынь. Тематика росписи сосредоточена вокруг таких значимых для Новгорода святынь, как икона Божьей Матери «Знамение» (чей образ осенял алтарную апсиду) и икона Николая Чудотворца (с преданием об этом святом связано основание церкви на острове Липно, что обусловило целительскую тему росписи её алтаря).

 



 
PR-CY.ru