ЛИПЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Церковь святителя Николая – единственный в русском искусстве сохранившийся в значительной части фресковый ансамбль XIII в. Стенопись завершена не позднее 1299 г. – даты смерти заказчика-строителя архиепископа Климента («Новгородская Первая летопись» // «Полное собрание русских летописей», том 3). Его имя упоминается в записи-граффити, сделанной поверх фрескового грунта в помещении жертвенника: «МЦА МА/IА/ КВ СТГО МЧНК ВАСIЛИСКА ПР/ЕСТ/АВИ СА РАБИИ АРХИ/ЕС/ППЪ КЛИМЕНТЪ». Ещё в XIX в. роспись была относительно полной. В 1877 г. в церкви были проведены ремонтные работы, в ходе которых древняя стенопись была перекрыта масляной живописью, а местами сбита. Однако древние фрески, по мнению исследователей, поновлялись и раньше. К утратам добавились разрушения периода Великой Отечественной войны. Первые пробные расчистки живописи проводились в 1923 и 1930 гг. Основной их объём был выполнен в 1946 г. В 1980 гг. работы по расчистке и укреплению росписей велись под руководством Анатолия Семёновича Кузнецова («Союзреставрация»). Уцелевшие фрески, в основном, сосредоточены в алтарной части и небольшими фрагментами просматриваются на стенах наоса. Значительную информацию о первоначальной росписи исследователям дают архивные материалы и свидетельства очевидцев второй половины XIX – первой половины XX в.: рисунки Ивана Ивановича Горностаева; архивные описания Юрия Николаевича Дмитриева 1930–1940 гг.; акварельные схемы-зарисовки (авторы – архитекторы В. Кузанян и А.Д. Стена). Благодаря им с различной степенью точности атрибутируется состав изображений, характеризуются колористические особенности (к настоящему времени почти не поддающиеся оценке), художественные приёмы мастеров и качественный уровень фресок. Большое значение для их изучения имеют схематические эскизы системы росписи уцелевших частей храма, составленные в 1946 г. (архитекторы П.Н. Максимов и В. Кузанян). Акварельные эскизы восточной, северной, западной сторон наоса и росписей северной стены вимы, а также помещений жертвенника и диаконника (в масштабе 1:25) сохранились в копиях (1947 г., автор А.Л. Стена), в оригинальном эскизе – поперечный разрез с видом на восток (1946 г., автор В. Кузанян). В построении фресковой декорации исследователи видят связь с домонгольскими ансамблями: чёткое разделение на регистры, соотнесённые с архитектурными членениями, а также выделение высокой цокольной зоны, расписанной «под мраморы». Исследователи отмечают, что отличие заключается в большем, чем прежде, диапазоне масштабных перепадов между регистрами росписи, размещенными на узких плоскостях стен, развитых по вертикали и разделённых оконными проёмами. На сводах и в верхних зонах стен располагались лаконично решённые композиции евангельского цикла. Плоскость между верхним окном в люнете и расположенными ниже двумя окнами средней зоны занимали доминирующие по размеру фронтальные шеренги святых в рост.

 



 
PR-CY.ru