ЛАМПАДАРИЙ

ЛАМПАДАРИЙ – церковный чин в греческой традиции.

1) Низший клирик константинопольской Великой церкви (в обязанности лампадария входили чистка подсвечников, поддержание огня и раздача свечей духовенству во время богослужения. Происхождение термина исследователи связывают с особой функцией лампадария: он держал и возжигал свечу во время царских обрядов и других служб, на которых присутствовал император. В «Евхологии» Жака Гоара лампадарии упоминаются в числе чинов левого хора – в качестве тех, кто чистят подсвечники. В некоторых источниках термин «лампадарий» смешивается с наименованием другого чина – остиария (привратника).

2) Ведущий певец левого хора. По мнению исследователей, название чина закрепилось за ним, поскольку в обязанности лампадария входило несение свечи перед патриархом, трон которого находился слева от алтаря, около левого хора. В поздних списках и в издании XVI в. трактата Псевдо-Кодина о церковных должностях лампадарий упоминается среди «четырёх должностей для пения» Великой церкви Константинополя: он возглавлял шествие свещеносцев, исполняя самогласен «Изыдите языцы, изыдите и людие, и видите днесь Царя Небеснаго» (стихира на хвалитех в Неделю ваий); однако в первой редакции трактата, написанной между 1347 и 1368 гг., эта должность не упоминается, следовательно, в византийский период в иерархии чинов константинопольской Великой церкви она отсутствовала. В провинциальных списках церковных должностей чин лампадария (как и чин протопсалта) засвидетельствован со второй половины XIII в. Лампадарии также могли относиться к придворному клиру, т.е. быть членами дворцовых хоров. Исследователи отмечают, что наименование тех или иных мелургов византийского периода «лампадариями Великой церкви» появляется в рукописях, датируемых не раньше XVII в. (считается неточным). Включение лампадария (как и протопсалта) в иерархию должностей Великой церкви исследователи отмечают в источниках не раньше 1570 гг. (например, в рукописи 1575 г. поствизантийский музыкальный деятель Фока назван лампадарием). Определение чина лампадария исследователи встречают в письме Иерусалимского патриарха Паисия Московскому патриарху Никону (1655 г.): «Лампадарий же есть первый певец [левого] хора» (полный список поствизантийских лампадариев, служивших в Константинопольской патриархии, составлен Х. Патринелисом). Обязанности лампадария в церковной традиции поствизантийского периода подробно описаны А. Вудурисом. Согласно каноническим правилам, известным исследователям по поствизантийским источникам, после смерти протопсалта лампадарий заменял его, уступая свое место доместику левого клироса, в то время как доместик правого клироса становился лампадарием. Однако исследователям известны исключения: например, Пётр Пелопнесский (ум. в 1778 г.) стал лампадарием, минуя ступень первого доместика.

 
PR-CY.ru