ЛАМПАД

ЛАМПАД (Х в.?) – преподобный (память 5 июля). Сохранилось краткое Житие этого святого, включённое в Синаксарь Константинопольской церкви и другие византийские Синаксари. Лампад с юности посвятил себя аскетической жизни, подвизался в пещере в окрестностях Иринополя. В Византии существовало несколько городов с таким названием. Поскольку в служебной Минее XI в. уточняется, что Лампад жил близ «Иринополя Декапольского», исследователи установили, что речь идёт об Иринополе в исаврийском Декаполе. Лампад прославился как чудотворец, и к нему приходило множество верующих, прося о духовных наставлениях и исцелениях. После смерти Лампада от его мощей продолжали происходить чудеса. Согласно Житию, мощи оставались в пещере подвижника. Однако в каноне, посвящённом этому святому, анонимный гимнограф упоминает, что «мы обладаем ракой с мощами Лампада» (архиепископ Сергий (Спасский) предположил, что речь идёт о жителях Константинополя, т.е. со временем мощи или часть мощей Лампада были перенесены в столицу Византийской империи). Хотя синаксари не содержат указаний на время жизни Лампада, болландисты считают, что это был Х в. Архиепископ Сергий (Спасский) полагал, что Лампад жил не позднее Х в., т.к. указания на празднование его памяти вошли в агиографические памятники этого столетия. В ряде византийских календарей сведения о Лампаде приводятся не под 5, а под 4 июля (например, в синаксарях семейства В по классификации Ипполита Делеэ). В греческом руководстве для иконописцев поствизантийского времени – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – описание внешности Лампада помещено в разделе «Преподобные отцы наши отшельники». При этом у Лампада, единственного из аскетов, обозначен возраст, не типичный для этого вида подвига: «Молод, с короткой раздвоенной бородой», видимо, как отражение того, что святой удалился от мира в юности. В соответствии с чином преподобного Лампада изображают в монашеских одеждах – мантии, рясе, в схиме, с куколем. Образ святого встречается в минейных циклах некоторых балканских храмов, например, в росписи церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/1318 г.), – погрудно и Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) – в рост, борода клинообразная, волосы кудрявые с проседью, свиток в левой руке. На миниатюре в греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов, конец XV в., Российская национальная библиотека) Лампад изображён в рост, седовласым, с большими залысинами на лбу, с клиновидной бородой средней длины, на нём коричневого цвета мантия, лиловый подрясник, схима, куколь на плечах, в правой руке держит крест, в опущенной левой – свёрнутый свиток. В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) описание облика Лампада  включено под 5 июля: «…Подобием стар, власы просты, надсед, брада, аки Николина, проста, риза едина ряска, в руках чётки» (перед ним следует рекомендация по изображению преподобного Афанасия Афонского). В Строгановском подлиннике (первая четверть XVII в.) по списку Сергея Тихоновича Большакова память святого отсутствует, под 5 июля приведено описание только преподобного Афанасия Афонского. Изображение Лампада не встречается и в иконописных минеях русской традиции, где под 5 июля представлен образ преподобного Афанасия Афонского. В руководстве академика Виктора Доримедонтовича Фартусова, составленном в начале XX в. «на основании исторических и археологических сведений», описания носят сопоставительно-предположительный характер. Так, о внешности Лампада, главным образом, на основании Филимоновского подлинника, сказано: «Старец греческого типа, волосы просты, с проседью, борода невелика, кругла и проста; быв жителем пустыни, он одет был в одну власяницу и ходил босой. В хартии у него можно делать надпись, по житию: От юности постническому житию вдавшийся, и в вертепе пустынном до старости Богоугодно поживший».

 
PR-CY.ru