ЛИКАОНИЯ - Страница 10

Храм святого Евстафия в Мераме близ Коньи, так же как и церковь святителя Амфилохия, был перестроен в поздневизантийскую эпоху, но возник гораздо раньше (ныне он также разрушен). По фотографиям исследователи оценивают напоминающие по стилю декорации храма святителя Амфилохия окно, глухие арки и средневизантийскую плиту алтарной преграды (похожая на плиту из Саватры, где, по мнению исследователей, был храм того же времени), а также ранневизантийские сполии в нижней части фасадов. Наиболее вероятным временем для монументального церковного строительства в Ликаонии, по мнению исследователей, представляется период спокойствия между 960 гг. и 1060и гг. В средневизантийской Ликаонии в отличие от соседней Каппадокии пещерные храмы строились очень редко, по мнению исследователей, из-за меньшего числа туфовых ландшафтов. Среди пещерных построек исследователи отмечают большой комплекс на окраине Килистры (ныне Гёкъюрт), в который входят: маленький крестообразный храм (снаружи ему придан облик наземной постройки с куполом и кровлей, подобно храму «Хамам» во фригийском Аязине и трём храмам в каппадокийском Соганлы (Куббели-килисе, Саклы-килисе и великомученицы Варвары)); комплекс близ Силле с двумя храмами типа «вписанного креста»: храм в монастыре Пресвятой Богородицы Спилеотиссы (Акманастыр) и так называемый кириакон (храм с нартексом, напоминающий аналогичные храмы Каппадокии). К ранневизантийскому времени исследователи относят только посвящённый Пресвятой Богородице пещерный купольный триконх в Ыланмуше на границе Ликаонии с Писидией. Последняя фаза монументального церковного строительства в Ликаонии связана, по мнению исследователей, с благоприятной для христиан эпохой истории Иконийского султаната (XII–XIII вв.). Исследователи полагают, что именно в это время в пригороде Коньи Силле на месте ранневизантийской базилики был построен храм святого Михаила типа «вписанного креста» на мощных прямоугольных столбах с одной апсидой. Сохранившаяся оригинальная керамопластическая декорация купола указывает на связь строителей с элладской школой, что исследователи объясняют переселением в Силле наемников-цаконцев с Пелопоннеса. Храм был вновь перестроен в XVIII–XIX вв.: увеличена высота сводов, надставлены угловые ячейки, заложены окна-трифории в пастофориях. Исследователи полагают, что также в поздневизантийское время перестраивались по единому плану храмы святителя Амфилохия в Конье и святого Евстафия в Мераме (с грубой керамопластической декорацией окна-бифория на южном фасаде).



 
PR-CY.ru