ЛИКАОНИЯ - Страница 9

У этих храмов – каменная кладка без использования плинфы, боковые апсиды снаружи не выражены, в интерьере строились квадратные столбы (вместо колонн) и крестовые своды угловых ячеек. Разделка фасадов производилась с помощью глухих арок (со стеной над ними, как в храме в порту в Сиде), которые обычно совпадают с внутренними ячейками (кроме храма в Дегле, где западные и центральные прясла на боковых фасадах разделены двумя глухими арками, что напоминает исследователям, скорее, Чанлы-килисе в Каппадокии). Также фасады в верхней части украшались сложнопрофилированными узкими нишами (на боковых фасадах они поставлены в ряд) над внешним карнизом, а также розетками. Фасадная резьба этих храмов следует традициям предшествующего времени (например, форма бровок). По мнению исследователей, среди построек ликаонийской школы наиболее сложен храм в Фисандоне, имеющий нартекс (подобный есть в Ала-килисе), усложнённую резьбу (полуколонки между узкими нишами, как в каппадокийской Чанлы-килисе, и резную люнету на фасаде, как в каппадокийском Ягдебаше), пирамидальное расположение троек боковых окон и, по мнению исследователей, тыквообразный купол. Храм в Ала-килисе был украшен фресками: сохранились изображения красных крестов и кругов на белом фоне. Аналогичная полихромия на фасаде достигалась за счёт раскраски розеток охрой (как на Карагедик-килисеси в каппадокийской Белисырме). В стенах «читается» несколько рядов деревянных связей, крыша была покрыта черепицей (керамидами и калиптерами). К храму пристроен парекклисион, предназначавшийся, по мнению исследователей, для погребений, ещё один придел был устроен по старой местной традиции в нартексе. Ликаонийская школа оказала, по мнению исследователей, влияние на архитектуру храмов средневизантийского Кипра на полуострове Карпасия (храмы святого Филона, святого Михаила в Ялусе и святого Синесия), где встречается аналогичная разделка фасадов. К другому направлению архитектуры принадлежал ныне полностью разрушенный храм Амфилохия на крепостном холме Икония, известный исследователям только по описанию, плану и фотографиям Г. Белл. В начале ХХ в. это был храм типа «вписанного креста» без восточных опор, с выраженной снаружи центральной апсидой и невыраженной южной. Однако характер кладки восточного фасада храма и несоответствие внешней и внутренней форм апсиды указывают, по мнению исследователей, на то, что его восточная и северо-восточная части были перестроены в поствизантийское время. По мнению исследователей, высокий барабан с двумя ярусами сложнопрофилированных нишек связан с декорацией ликаонийской школы. Однако оригинальный южный фасад демонстрирует подобие кладки типа «клуазоне» и кирпичную декорацию над окном-бифорием, вписанным в сложнопрофилированную глухую арку (он не является позднейшей вставкой), что напоминает исследователям декорацию Чанлы-килисе в Каппадокии (но не поздневизантийского храма в Силле).

 



 
PR-CY.ru