ЛИЦО - Страница 8

Кроме того, Лицо Духа оказывается, согласно протоиерею Сергею Николаевичу Булгакову, особым образом способным объединять в Себе все три Лица Троицы: «Дух Святой есть Их ипостасное единение в Третьем Лице». Исследователи отмечают, что протоиерею Сергею Николаевичу Булгакову было свойственно отождествлять понятия духа и лица-личности, что характерно для западного персонализма. Не различая с должной богословской чёткостью эти понятия, он «предлагает мыслить целостное единство лица и природы, выражая это единство в понятии “духа”». Общение людей с Богом и друг с другом осмысливается как общение лиц, сообразных Лицам Святой Троицы, в Которой каждое из Божественных «Я» обладает единой сущностью во взаимном общении друг с другом. Ряд православных авторов тесно сближают понятие «лицо» с понятием «личность». В русском языке слово «личность», образованное от прилагательного «личный», начинает распространяться со второй половины XVII в. В последующие два столетия оно приобретает значения «духовно-разумное существо», «конкретный человек», «индивидуальные особенности человека», «субъект социальных отношений» и др. В XVII–XIX вв. в России появились переводы, пересказы и переработки западноевропейских христианских источников, что оказало влияние на русскую лексику. В богословском языке одним из проявлений этого влияния стало распространение слова «личность», указывающего (как и латинское слово «persona») на ипостаси Отца, Сына и Святого Духа, а также на человеческие и ангельские ипостаси, но в отличие от слова «лицо» не передающего значение «передняя часть головы» вместе с комплексом соответствующих метафорических смыслов. Кроме того, во второй половине XIX в. слово «личность» в смысле «конкретный человек» или «то существенное, что конституирует конкретного человека», получило широкое распространение в русской религиозной философии и антропологии. В силу названных обстоятельств ко второй половине XX в. в русской богословской литературе сформировалась устойчивая тенденция передавать греческий термин словом «лицо» в случае его отнесения к Отцу, Сыну и Святому Духу и словом «личность» в случае его отнесения к сотворённым ипостасям – людям и ангелам. Исследователи отмечают, что это различение богословски мотивировано очевидными отличиями тварных личностей от нетварных Божественных Лиц. Суффикс «-ость» в слове «личность» утрачивает свою обычную функцию обозначения отвлечённых качеств. Поэтому с целью указания на образ бытия, характерный для лица, в современном богословии используется прилагательное «личностный», от которого посредством удвоения суффикса «-ость» образуется слово «личностность». Эти слова и их производные используются в богословии также для размежевания со словами «личность» и «личный», осложнёнными в современном языке множеством побочных коннотаций. Раскрывая содержание и основополагающее мировоззренческое значение святоотеческого богословия, многие православные исследователи XX–XXI вв. предварительно останавливаются на онтологических представлениях древнегреческой и эллинистической мысли, которые выражались посредством философских категорий, сложившихся к IV в.

 



 
PR-CY.ru