ЛИЦО - Страница 5

В силу этого, когда речь идёт о божественных действиях, Кирилл Александрийский относит их к «лицу», а не к «ипостаси». Например, относительно того, что всё сотворено «через Сына» (Ин. 1:3), он пишет: «Ведь это “через Сына” необходимо заключает в себе представление двух Лиц». Действие Святой Троицы является и общим, и частным действием каждого Лица: в едином действии каждое Лицо сохраняет особый образ действия. Формула «от Отца через Сына в Духе», которую употребляет Кирилл Александрийский, как раз выражает единство действия Святой Троицы при сохранении в нём личных свойств Ипостасей: «Ибо все от Отца через Сына в Духе, и во всех свершениях прославляется Святая и единосущная Троица». Кирилл Александрийский отождествляет лицо с ипостасью в христологическом плане. Так, всё сказанное о Христе в Священном Писании, указывает Кирилл Александрийский, относится не «к двум лицам или ипостасям», но к одному и Тому же Христу. Кирилл Александрийский подчёркивает, что нельзя приписывать вочеловечение никому из Лиц Святой Троицы, кроме Лица Сына, что единение природ происходит в одном Лице, вопреки утверждению несториан о единении двух «природных» Лиц. Кирилл Александрийский писал о недопустимости «разделять Его после вочеловечения на два Лица»; «как Слово рождается от Бога, так и человек – от Жены; Один, однако же, из обоих Христос». Присущая представителям антиохийской мысли формула о «единстве по чести», или «по благоволению», критиковалась Кириллом Александрийским как неадекватная для описания единства природ во Христе. Леонтий Византийский, хотя и употребляет термин «лицо» практически во всех его исторически возможных смыслах, но неизменяемую самоидентичность Христа (так же как и субъект общения двух рядов природных свойств во Христе) определяет именно самоидентичностью Лиц в Нём. Хотя Леонтий Византийский противопоставляет пару лицо – ипостась паре сущность – природа, но ипостась и лицо всё же для него не всегда синонимичны. Соборные определения четвёртого и пятого вселенских Соборов используют термины «ипостась» и «лицо» в качестве синонимов как в триадологии, так и в христологии. Систематическая синонимичность терминов «лицо» и «ипостась» в триадологии, христологии и антропологии особенно очевидна в творениях Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и многих позднейших авторов. Максим Исповедник отождествляет лицо и ипостась, утверждая, что «ипостась и лицо – одно и то же». В этом утверждении он опирается на св. отцов каппадокийцев: «Особое же и частное – ипостась и лицо; ведь, по их мнению, они тождественны друг другу». Термин «лицо» сохраняет эмпирическо-исторический оттенок, тогда как «ипостась» – более онтологический.

 



 
PR-CY.ru