ЛИЦО - Страница 4

Термин «лицо» оттеняет здесь свойство ипостаси отражать, изображать в себе иные единосущные ипостаси; словосочетание «лицо к познанию» и синонимичность лица с «образом» подчёркивают гносеологический смысл лица. Со свойством лица отражать в себе другие ипостаси или лица, делая доступным их познание, связано употребление его в словосочетании «от лица», когда речь идёт о представлении одним лицом другого или других. Так, Григорий Богослов говорит об изображении Господом нас в Себе, а Василий Великий, развивая богословие Лица как образа, в частности, говорит, что «в Ипостаси Сына» представляется нам «образ Отца». В трудах отцов каппадокийцев термины сближаются до синонимичности. Возникает концепция Божественного Лица, которая, хотя и опиралась на «рудиментарные концепции индивидуального бытия, свойственные тому времени», однако представляла собой гораздо более сложную разработку, основанную как на Священном Писании, так и на мысли ранних христианских авторов, не сводимую к комплексу индивидуальных свойств и теснейшим образом связанную с познанием Бога. Сближаясь с термином «ипостась», лицо одновременно связывается в святоотеческой мысли, хотя и не отождествляется, с «образом существования» и «состоянием, отношением». Эти термины использовались для описания внутритроичных отношений, что наряду с развитием богословия образа и сближением лица с ипостасью отражает процесс святоотеческого осмысления Божественного бытия. Домостроительная идентичность Христа предвечному Логосу утверждается отцами каппадокийцами именно через тождество Его Лиц. Это происходит не сразу, поскольку употребление термина «лицо» в триадологии могло истолковываться в пользу модализма, а в христологии он ещё достаточно долго употреблялся как обозначение не столько личного начала, сколько природного. По словам Амфилохия Иконийского, Христос говорит о превосходстве Отца по сравнению с Ним «не от лица божества», но «от [лица] плоти»; при этом святитель признаёт лишь одно Лицо во Христе. Александрийский архиепископ Кирилл часто употреблял термин «лицо» как синоним ипостаси, прежде всего, в триадологии. Святая Троица, «как бы расширяясь в три различия Ипостасей и собственных Лиц, так сказать, сокращается в единую природу Божества». «Ипостась» и «лицо» описывают особое существование, однако в их употреблении у Кирилла Александрийского наблюдаются и некоторые различия. Так, он пишет, что при простоте божественной природы между Отцом и Сыном «устанавливается различие – не по сущности, но примышляемое извне, в силу которого Лицо Каждого вводится как пребывающее в собственной Ипостаси. Иначе говоря, термин «ипостась» акцентирует действительное и самостоятельное существование Лиц, «лицо» же больше выражает их «явленность» и их отношение, взаимное или обращённое вовне.

 



 
PR-CY.ru